Восстановление рынка оценки не случайно началось одним из первых в сфере консалтинга. Если уж покупать «кота в мешке», то надо четко представлять, сколько он стоит.
Сколько стоит «кот в мешке»
Четко понимать ценность актива продавец и покупатель должны уже на предварительном этапе любой сделки M&A (по слияниям и поглощениям). Так же, как и его возможную стоимость после слияния или продажи. Будущий стоимостной эффект важен инвестору для окончательного принятия решения. Порой оценка – неотъемлемая часть собственно процесса сделки. Скажем, если необходимо выяснить коэффициент конвертации акций присоединяемой компании в акции вновь образованной.
При оценке рыночной стоимости публичной и непубличной компаний разницы в методах нет. «Для непубличной компании правильнее говорить не о методах, а о доступности и качестве информации, особенно финансовой, – поясняет заместитель гендиректора «Нексиа Пачоли Консалтинг» Александр Иванов. – Публичная предоставляет проаудированную отчетность. Степень доверия оценщика к такой отчетности гораздо выше, чем к данным непубличных компаний, что уменьшает количество принятых в оценке допущений». Оценщик без аудитора может не определить правильность формирования отчетности непубличной компании. Тогда выход – due diligence, во время которого будут выявлены все возможные риски.
Одинаковые подходы к предприятиям разных типов заложены в законодательстве об оценке. Могут применяться следующие методы: доходный (будущих денежных потоков DCF), затратный (метод скорректированных чистых активов) и сравнительный (метод сделок, метод рынка капитала). «В практике стоимостного консультирования построение финансовой модели будущих денежных потоков обязательно, – говорит Владимир Романовский, председатель совета директоров компании «Институт проблем предпринимательства». – В качестве необходимого второго метода, как правило, выступает сравнительный подход, который позволяет проверить справедливость построенных прогнозов, используя совокупность рыночных мультипликаторов».
По методологии ценность различных подходов должна быть близка друг к другу либо идентична. «Однако на практике так происходит не всегда, – отмечает Александр Иванов. – Причины в допущениях, которые могут возникать из-за отсутствия части подтвержденной информации об объекте оценки». Этот момент в равной степени касается как публичных, так и непубличных компаний.
Например, результаты оценки любой энергосбытовой компании, проведенной с доходным и затратным подходами, всегда будут отличаться. Если в рамках доходного, как обычно, строится модель DCF, то в рамках затратного сбытовая компания активов почти не имеет. Основной нематериальный актив – договор на поставку электроэнергии. В отличие от международных по российским стандартам отчетности, которые приняты в непубличных компаниях, данный договор не представляется возможным оценить как нематериальный актив. Так что при оценке энергосбытовой компании по затратному подходу будет получен ноль, а по доходному 100%. Следовательно, в данном случае правильно использовать сравнительный и доходный подходы, а затратный применять бессмысленно. Именно с такими проблемами столкнулись оценщики в 2006–2007 годах в период реформирования РАО «ЕЭС России». На оценке только этого сектора они заработали 1,3 млрд руб., или 20% общего объема рынка.
Репутация и опыт
В России работает несколько тысяч оценочных организаций и независимых оценщиков. Кого и как выбрать? Независимый оценщик Владимир Абрашкин отмечает, что в идеале нужно провести собственный предварительный анализ деятельности физлица (члена саморегулируемой организации оценщиков – СРО) или компании: получить рекомендации и выяснить опыт работы. «Существуют рейтинги оценочных компаний, репутация на рынке, мнение партнеров по бизнесу, известно о реализованных проектах в той или иной области, – добавляет Владимир Романовский. – Однако самое главное – доверие к оценщику всех сторон, участвующих в сделке».
Если заказчик решает самостоятельно выходить на рынок консалтинговых услуг, то прежде следует проверить оценщика на соответствие законодательству – у него должны быть все необходимые документы:
– учредительные документы оценочной компании (либо регистрационные для индивидуального предпринимателя);
– свидетельство членства специалиста в СРО;
– документы, подтверждающие профессиональную правомочность оценщиков (для оценочной компании), в том числе, документы о профессиональной переподготовке (в объеме не менее 800 часов);
– полис страхования гражданской ответственности оценщика перед третьими лицами (минимум 300 тыс. рублей для физлица и члена СРО).
Чем больше сумма страхового покрытия, тем лучше, считает Александр Иванов. Так, в штате компании «Нексиа Пачоли Консалтинг» ведущие специалисты, непосредственно отвечающие за выполнение отчетов, застрахованы на 30 млн рублей, а ответственность компании – на 250 млн рублей. «Хотя пока о реально работающем механизме покрытия убытков от оценочной деятельности говорить рано, не было громких исков непосредственно к оценщикам, – отмечает Александр Иванов. – Полагаю, что, как только появится первый громкий прецедент, количество исков к оценщикам существенно возрастет».
Возможность оспаривать результаты оценки появилась в 2008 году после внесенных в законодательство поправок. С тех пор согласно анализу судебной практики, проводимой МЭР, прошло лишь несколько судебных процессов в связи с несогласием с оценкой бизнеса или его части (причем в основном суды не удовлетворяли иски). По мере восстановления экономики и увеличения числа сделок M&A количество таких дел наверняка увеличится. Потому так важно ответственно подойти к подбору оценщика.
Кроме основных, есть ряд документов, которые не являются обязательными, но косвенно свидетельствуют о качестве оценщика. Это, например, сертификаты типа ISO 9000: 2000 или аккредитация при крупном холдинге уровня РЖД, «Газпрома» или «Лукойла».
Ценовой разброс
Эксперты указывают на колоссальный разброс стоимости на одну и ту же работу между первыми и последними оценочными компаниями в рейтингах. Разумеется, самые дорогие услуги у компаний «Большой четверки» – PricewaterhouseCoopers, Deloitte, KPMG, Ernst & Young. Свою роль играют репутация на рынке и значительный опыт. Хотя качество услуг середнячков рейтингов может быть не хуже. «Как правило, контракт составляет от нескольких десятков тысяч долларов до нескольких сотен тысяч долларов», – обозначает средний уровень Владимир Романовский. «Каждая оценка уникальна, и невозможно определить «тариф» на оценку бизнеса, – говорит Александр Иванов. – Стоимость работ складывается из часовой ставки, учитывающей уровень привлекаемых к работам специалистов, и трудоемкости работ, определенной в человеко-часах».
Но в любом случае оценщики основываются на законодательно определенных «Минимальных нормативах при планировании оценочных работ в РФ». Эти расценки и затраты времени ежегодно утверждаются Национальным советом по оценочной деятельности. Так, на оценку здания площадью 1 тыс. кв. метров на балансе предприятия рекомендуется затратить не менее 30 человеко-часов. При цене человека-часа в 1 тыс. рублей стоимость работ – 30 тыс. рублей. Однако нормативы предусматривают оценку стандартного объекта, для нестандартных введены коэффициенты. Например, повышающий коэффициент на сложность для оценки действующего малого предприятия (или пакета некотируемых акций) с годовой выручкой до 100 млн рублей равен 1,42, для крупной бизнес-единицы с выручкой от 1 до 10 млрд рублей – 1,46. Так что разница в стоимости услуг вытекает из уровня внутренней часовой ставки специалиста компании. Разумеется, она больше у крупного, утвердившегося на рынке игрока.
Оценка предприятий с госучастием в капитале ведется по другим правилам. При осуществлении сделок с такими активами оценщик привлекается на конкурсной основе. В соответствие с законом о госзакупках победителем становится участник, предложивший наименьшую цену. «Случается такой демпинг, что падение от первоначально заявленой цены доходит до 90% и даже больше, – рассказывает Владимир Абрашкин. – Например, в 2009 году в Смоленске был объявлен конкурс на оценку 50 объектов недвижимости. Победителем стала нижнетагильская компания. Но если прокалькулировать стоимость ее затрат на выполнение, включая дорогу и проживание в Смоленске оценщиков, то выручка не покрывала бы затрат. Тем не менее, игрок из Нижнего Тагила в последующем окажется в выигрыше: теперь он имеет статус компании, аккредитованной при правительстве административного центра, что дает ему некоторые преференции в конкурентной борьбе и повышает в рейтингах». В конце концов, региональная компания получит тот объем работ, который компенсирует все первоначальные траты и убытки.