Экспертам, способным определить стоимость любого объекта, порой приходится работать в экстремальных условиях. Считается аксиомой, что кто платит, тот и заказывает музыку. Этот тезис применим к самым различным сферам жизни, но, по мнению оценщиков, никак не к их профессии. Заказчик оценочного отчета – будь то частное лицо или орган государственной власти – не может и не должен влиять на его результаты. Во всяком случае, так картина выглядит в идеале. Оценщик – это человек, способный компетентно определить стоимость любого движимого и недвижимого имущества. Люди этой профессии оценивают стоимость земли, пакетов акций и долей бизнеса, имущественных прав и различных нематериальных активов. Суть профессии можно свести к ответу на простой и очевидный вопрос: «Сколько это стоит?».

– Услуги оценщика не требуются, если участники какой-либо торговой сделки способны самостоятельно прийти к единому мнению о справедливой цене, а также могут опираться на обширные статистические данные сравнительных продаж, – поясняет генеральный директор ЗАО «Центральная финансово-оценочная компания» Михаил Долматов. – Например, при продаже городских квартир можно легко определить разумную цену, проанализировав продажу аналогичных объектов за последние несколько лет. Но когда речь идет об уникальных, дорогостоящих объектах, например промышленных предприятиях, то без привлечения оценщика не обойтись. Отчет об оценке необходим не только при сделках купли-продажи, но и для определения налогооблагаемой базы, реструктуризации предприятия, акционирования, привлечения новых пайщиков, получения кредитов под залог имущества и многих других случаев. Разумеется, независимая оценка имеет принципиальное значение при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при участии государства в каких-либо бизнес-проектах. В этом случае работа оценщика является важнейшим антикоррупционным кордоном и вызывает пристальный интерес общественности и прессы. Участие в питерской конференции дало возможность не только послушать наукообразные доклады, но и почувствовать специфику работы оценщика, познакомиться с буднями этой профессии.

– Порой оценщику приходиться работать не просто в сложных, а в экстремальных условиях, – рассказывает Михаил Долматов. – Например, сейчас сотрудники нашей компании проводят оценку участков земли и собственности, подлежащей изъятию в связи со строительством олимпийских объектов в Сочи. Разумеется, люди стремятся получить максимальную компенсацию за свое имущество. Давление на оценщиков оказывают и сами жители, и общественные организации, и СМИ. Проблема заключается в том, что рынка земли и недвижимости в Имеретинской долине практически не существует. Могу вам ответственно сказать, что определить рыночную цену в данном случае практически невозможно.

Как правило, СМИ обращают внимание на деятельность оценщиков, когда возникает какая-либо скандальная ситуация или, как сейчас любят говорить, «спор хозяйствующих субъектов». Например, во время частых в последнее время конфликтов между мажоритарными и миноритарными акционерами стороны, как правило, нанимают «своих» оценщиков. Их отчеты, как нетрудно догадаться, кардинально различаются. Сейчас в Арбитражном суде Санкт-Петербурга рассматривается иск миноритарных акционеров к компании «Хенкель», которая при принудительном выкупе 1,77 процента акций произвела выплаты из расчета 24 рубля за акцию. Цена была назначена на основании отчета ЗАО «Петербургская оценочная компания». Бывшие миноритарии с суммой финансовой компенсации не согласились и обратились к другому оценщику – ООО «Петербургская экспертиза», – который установил, что стоимость акции должна составлять 51 рубль (разница более чем в два раза!). Аналогичные истории в СМИ обсуждаются довольно часто. При этом в роли козлов отпущения и мальчиков для битья нередко выступают оценщики. Имидж у этой профессии в российском обществе не слишком положительный. Оценщики представляются в роли эдаких циничных «финансовых жонглеров», которые за соответствующую плату выдают клиентам любой устраивающий их результат. Негативный имидж оценщиков у многих россиян связан и с неприятием, непризнанием итогов приватизации 90-х годов. Не секрет, что в процессе приватизации оценщики сыграли далеко не последнюю и далеко не однозначную роль. Между тем деятельность оценщиков имеет одну общую черту с деятельностью судей – она немыслима без общественного авторитета.

Всего в нашей стране зарегистрировано около 13 тысяч оценщиков, которые учредили семь саморегулируемых организаций (СРО), что стало возможным в результате поправок в федеральный закон «Об оценочной деятельности», принятых в 2005 году и вступивших в силу 1 января 2008 года. Ранее оценочные фирмы должны были получать лицензии в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. Теперь лицензирование заменено саморегулированием – специалистам необходимо вступить в одну из СРО.