Обуздание роста "кадастрового" налога на имущество физлиц прошло 1 чтение

Госдума приняла в первом чтении депутатский законопроект № 466070-7 о внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую НК.

Статьей 52 НК установлен общий порядок исчисления налогов, страховых взносов. Ее предлагается дополнить тезисами о том, что перерасчет имущественных налогов физлиц возможен не более чем за три года, предшествующих году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. При этом предлагается запретить перерасчет, если он приводит к увеличению суммы налога. Это не будет касаться транспортного налога.

Предложено также расширить пункт об учете измененной кадастровой стоимости в целях "кадастрового" налога на имущество организаций. Ее надо будет учитывать сразу после внесения в ЕГРН при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта, при этом будет применяться коэффициент, зависящий от срока действия новых характеристик. После исправления технической ошибки в ЕГРН или исправления кадастровой стоимости, посчитанной по неверным данным, или при приравнивании кадастровой стоимости к рыночной налог с учетом новой стоимости можно будет пересчитать задним числом с даты внесения ошибочных данных.

Аналогичный подход с идентичными формулировками предложено применить также к земельному налогу и к налогу на имущество физлиц.

Части квартир и части жилых домов в случае принятия законопроекта будут уравнены в правах с квартирами и домами. Дело в том, что сейчас по такому объекту, как часть дома или часть квартиры, невозможно получить налоговые вычеты, льготы, пониженные налоговые ставки, широко применяемые к "целым" домам и квартирам.

Кроме того, депутаты напомнили, что в настоящее время при исчислении налога на имущество физлиц действует временный коэффициент для перехода от инвентаризационной стоимости к кадастровой. Величина такого коэффициента в течение первых пяти лет применения кадастровой стоимости увеличивается ежегодно на 20 процентных пунктов (с 0,2 до 1).

Как следует из пояснительной записки, в 2018 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов РФ применяется коэффициент 0,6, на территории 21 субъекта – 0,4, на территории 15 субъектов – 0,2. Применение коэффициента привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан. В остальных регионах коэффициент не применяется, поскольку решение о переходе к налогообложению по кадастровой стоимости не принято, и налог исчисляется по инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора.

Законопроектом предусматривается отказ от применения "кадастрового" коэффициента начиная с налога за четвертый год применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8). То есть, в случае принятия законопроекта 100%-ная кадастровая стоимость налоговой базой никогда не станет.

Одновременно авторы предлагают ввести ограничение на ежегодное увеличение суммы "кадастрового" налога на имущество физлиц – не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. Это будет применяться в тех субъектах РФ, на территории которых сейчас применяется коэффициент 0,6. Впервые новшество будет применяться в 2018 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов РФ, где порядок расчета налога по кадастровой стоимости действует с 2015 года. В 36 субъектах РФ, в которых налог за 2017 год исчисляется с коэффициентом 0,2 или 0,4, порядок исчисления налога в 2018 году не изменится.

Кроме того, законопроектом предлагается выделить в самостоятельную льготную категорию по земельному налогу и налогу на имущество физлиц детей-инвалидов.

В отношении физлиц – собственников гаражей и машино-мест НК предусматривает льготы и пониженные налоговые ставки. Между тем, эти преимущества не применяются, если объект расположен в торгово-офисном здании, включенном в региональный "кадастровый" перечень. Это приводит к неравному положению владельцев таких стоянок по сравнению с собственниками иных гаражей и машино-мест. Поэтому предлагается сделать налоговые преимущества независимыми от включения объекта в указанный перечень.

Поскольку указанные выше изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков земельного налога и налога на имущество физических лиц, законопроектом предусматривается придание им обратной силы с 2015 года – в отношении налоговыхльгот для детей-инвалидов, с 2017 года – в отношении налогообложения "частей жилых домов", "частей квартир", а также гаражей и машино-мест.


Источник : Audit-it.ru