Схема роста акцизов на топливо в 2017 году изменилась

В конце прошлой недели Минфин внес в правительство проект поправок к Налоговому кодексу. "Ъ" удалось ознакомиться с документом, который должен быть окончательно одобрен комиссией по законопроектной деятельности 20 октября. Как и писал "Ъ" 5 октября, ставка НДПИ на нефть вырастет на 306, 357 и 428 руб. на тонну в 2017-2019 годах соответственно, в итоге поступления в бюджет увеличатся в 2017 году на 153 млрд руб. Но схема роста акцизов на нефтепродукты изменилась. 

Ставка акциза на бензин "Евро-5", как и ожидалось, сохранится на уровне 10,13 тыс. руб. на тонну, а затем будет расти ежегодно на предполагаемый уровень инфляции 4%. Но ставка акциза на дизтопливо, которая могла вырасти в 2017 году с 5,29 тыс. до 7,3 тыс. руб. на тонну, будет повышена лишь до 6,8 тыс. руб. Зато акциз на средние дистилляты, сейчас равный акцизу на дизтопливо, увеличится до 7,8 тыс. руб. на тонну. Таким образом, Минфин пошел навстречу крупным нефтяникам, которые жалуются на рост доли на рынке суррогатного дизтоплива на основе различного рода средних дистиллятов (печной, судовой, маловязкий и т. д.). 

За счет роста акцизов Минфин дополнительно соберет 154 млрд руб., из них 88% уйдут регионам на ремонт и строительство дорог. При текущей системе распределении акцизов это означает, что Минфин недоберет дополнительных доходов в федеральный бюджет по сравнению с исходной целью 200 млрд руб., хотя нефтяники и потребители фактически заплатят более 300 млрд руб. 

В газовой отрасли изъятия затронут только "Газпром" (не включая "Газпром нефть") — ставка НДПИ на газ для него вырастет в 2017 году на 413 руб. на тысячу кубометров, или на 29,8%. Это даст бюджету дополнительно 169 млрд руб. исходя из заложенной Минфином добычи монополией в 2017 году 409,5 млрд кубометров. 

По словам собеседников "Ъ" в нефтекомпаниях, этот вариант изъятий выглядит "лучшим из худшего": больше половины итоговой суммы приходится на акцизы, которые можно, по крайней мере частично, переложить в итоговую цену топлива. Вместе с тем некоторые собеседники "Ъ" опасаются, что идея опережающего роста акцизов на средние дистилляты приведет к масштабным фальсификациям, как это происходило несколько лет назад по бензинам, когда топливо "Евро-3" продавалось под видом "Евро-4", акциз на который был ниже. Но Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков" сомневается в больших масштабах фальсификации, поскольку "тот же дистиллят газового конденсата визуально сильно отличается от дизтоплива "Евро-5"". Аналитик отмечает, что сейчас многие нефтепродукты, которые фактически являются средними дистиллятами, вообще не облагаются акцизом, так как производители при помощи незначительного изменения интервала кипения выводят их из-под критериев, заложенных в Налоговом кодексе,— рост акциза на средние дистилляты может усугубить эту проблему.


Источник : Коммерсантъ