Премии работникам профсоюза, освобожденным от основной работы, в расходы не включаются

ФНС письмом от 29 января 2014 г. N ГД-4-3/1399@ разослала письмо Минфина от 16 января 2014 г. N 03-03-10/1017 об учете расходов, связанных с деятельностью первичной профсоюзной организации. Данные разъяснения размещены в разделе сайта ФНС как обязательные для применения налоговыми органами.

Трудовой кодекс предписывает работодателю безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах). Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование указанным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

По мнению Минфина, затраты предприятия на предоставление перечисленных ресурсов "нельзя рассматривать в качестве необоснованных расходов, так как обязанность по предоставлению такого имущества установлена законом". Такие расходы могут быть учтены в составе внереализационных на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 НК как "другие обоснованные расходы".

При этом профсоюзы работодателям не подконтрольны, и, соответственно, предприятие не является работодателем по отношению к освобожденным и штатным работникам профсоюзной организации. Отраслевое соглашение, по условиям которого производятся выплаты указанным работникам, по своему статусу не относится к гражданско-правовым договорам.

Таким образом, отнесение выплат премий, производимых таким лицам, к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, неправомерно.


Источник : Audit-it.ru