Новый этап дискуссии о налогах

От того, как национальному правительству удается сочетать при построении налоговой системы две основные ее функции — фискальную и экономическую, — во многом зависит положение дел в стране. Причем здесь нет прямолинейных зависимостей, пишет "Профиль".

Что такое налог для европейца? Это цена, которую надо заплатить за предоставляемые государством услуги. Соответственно, чем выше налог, тем больший объем услуг предоставляется гражданину, если же он желает платить государству меньше, то и рассчитывать должен больше на самого себя. В России еще с монгольских времен сформировалось совершенно иное отношение к налогам. Налог — это то, что я должен заплатить хану, чтобы он в течение года ко мне больше не приставал. То есть здесь тоже налицо услуга, но весьма специфическая — плата за невмешательство государства в мои дела.

В начале 1990—х годов налоговая система создавалась заново, в спешке и обстановке падающего производства. Старая система должна была быть заменена немедленно, поскольку была построена на базе существования фиксированных цен и принципиально не подходила к условиям рыночного ценообразования. Тогда за основу новой модели была взята налоговая система европейских стран, то есть система, сложная в применении, складывавшаяся на протяжении десятилетий. Это была ошибка, но вполне объяснимая сложностями революционного времени.

Эти рассуждения необходимо принимать во внимание всякий раз, когда начинаются обсуждения дальнейшего реформирования налоговой системы. А они в настоящее время вновь заметно активизировались.

Налицо сейчас два принципиальных подхода. Минфин предлагает большой комплекс мер, в основном связанных с налоговым администрированием и некоторой корректировкой налоговых ставок, как правило не играющей принципиальной роли с фискальной или с экономической точек зрения. Главное в этих предложениях — решение, наконец, проблемы трансфертного ценообразования, улучшение администрирования НДС, в том числе решение проблем с его возвратом.

Другая точка зрения, популярная в правительстве, основана на том, что ставки налогов еще достаточно высоки, и это дестимулирует бизнес, который продолжает весьма скептично относиться к вложениям в высокотехнологичные отрасли. Поэтому акцент делается на реформирование НДС (его существенное снижение или замену на налог с продаж) и снижение единого социального налога.

До сих пор мы продолжаем объяснять неуплату налогов высотой их ставки. Но налоги у нас никак не выше, чем в европейских странах, где никому не приходит в голову оправдывать таким образом уклонение от них.