Минфин идет на уступки

Финансовое ведомство готово согласиться на снижение НДС не более чем на 1%, с 18 до 17%.

Напомним, предложение МЭР – уменьшение ставки налога до 12%. При этом разрешить все разногласия ведомства должны до 22 сентября. Такой срок поставил Премьер-министр Владимир Путин.

По мнению МЭР, в 2009 г. из-за снижения НДС до 12% доходы бюджета уменьшатся на 1,1% ВВП (0,55 трлн руб.), но затем потери будут снижаться. Минфин считает, что в 2009 г. потери составят 1,84% ВВП (0,95 трлн руб.). Однако последующего сокращения потерь финансовое ведомство не ждет.

В качестве компенсации Минфин предлагает, например, повышение акцизов втрое или повышение ставки налога на прибыль с 24 до 31%.

Минфин впервые представил подробные расчеты последствий снижения НДС до 12%.

Минфин смоделировал три сценария при снижении ставки до 12%: цены падают на 6 п. п. — всю выгоду получат потребители; на 3 п. п. — ее делят потребители и производители; цены остаются прежними — всю выгоду получают производители. Потери казны колеблются от 0,8% ВВП (403,9 млрд руб.) до 1,5% (750,8 млрд).

Минэкономразвития же считает, что бюджет потеряет в 2010 г. 1,1 трлн руб. Но благодаря росту ВВП, поступлений по другим налогам, собираемости НДС и при компенсирующем повышении акцизов в 2012 г. потери консолидированного бюджета обнулятся.

В докладе Минфин последовательно спорит с доводами о пользе снижения НДС для экономики и бизнеса. Инвестиционная активность не вырастет, пишет финансовое ведомство: НДС не взимается с инвестиций. А если снизятся цены, основную выгоду получат потребители. Собираемость НДС тоже не вырастет: обеление оборотов обернется для бизнеса ростом других налогов. К тому же в России коэффициент эффективности НДС и так вырос с 48,9% в 2003 г. до 51,8% в прошлом и соответствует среднеевропейскому (см. график).

Потери компаний от задержек с возмещением НДС тоже преувеличены — налоговики в последние годы отказывают в возврате лишь по примерно 9% суммы НДС. А по решениям судов в 2007 г. компаниям было возвращено 4% суммы, заявленной к возмещению. Изменения законодательства позволили ускорить принятие решений о возмещении: в начале 2008 г. была не ясна судьба лишь 4,7 млрд руб., тогда как годом ранее — 186,1 млрд. В конце 2008 г. ФНС пообещала ускоренно возмещать НДС для поддержания ликвидности.

Высокотехнологичным отраслям с большой долей добавленной стоимости реформа тоже не очень поможет, так как премия будет распределена между компаниями и потребителями, продолжает Минфин. Сумма НДС вообще не зависит от доли добавленной стоимости в цене продукции, а снижение НДС ослабит тарифную защиту национальной экономики.

НДС существенно удорожает инвестиции: сейчас предприятия вынуждены привлекать дорогой заемный капитал и снижение НДС позволит им инвестировать из собственных средств и удешевит кредиты, возражает советник министра экономразвития Сергей Беляков.

Бизнес тоже думает иначе, даже государственный. Союз машиностроителей, возглавляемый руководителем «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым, в письме премьеру Владимиру Путину обещал, что без снижения НДС Россия не сможет развиваться по инновационному пути, и жаловался на чрезмерную нагрузку по НДС для отрасли.

Чтобы не разгонять инфляцию, компенсируя потери за счет нефтедолларов, придется или снижать госрасходы, или повышать другие налоги, пишет Минфин. Например, акцизы — втрое, или ставку налога на прибыль с 24% до 31%, или подоходный налог с 13% до 19,5%, или соцналог с 26% до 34-36%. Это не предложения Минфина, а гипотетические варианты компенсации потерь, говорит директор налогового департамента Минфина Илья Трунин. Снижение НДС — структурная реформа экономики, ее нельзя увязывать с изменением других налогов для компенсации потерь, не согласен Беляков.

В конце прошлой недели правительство дало Минэкономразвития и Минфину месяц на доработку вопроса.
 


Источник : Ведомости