ВС: налогом по УСН не облагается передача имущества, заложенного за "сестринскую" фирму

ООО "Т" выступило поручителем и залогодателем по кредитному договору на 15 млн, который с банком заключило ООО "И". Не расплатившись, ООО "И" почило. ООО "Т" тоже обанкротилось, торги по продаже имущества не состоялись, ранее заложенную недвижимость (гостиницу, кафе, участок) банк оставил себе, оценив всё в 12 с лишним млн рублей.

Налоговики признали эту передачу права собственности реализацией и доначислили ООО "Т" налог по УСН. Оспаривал это решение конкурсный управляющий.

Арбитражные суды трех инстанций согласились с налоговиками, сославшись на то, что ООО "Т", отдав заложенное имущество, автоматически получило право требования долга с первоначального заемщика, то есть, с ООО "И". Аргумент о том, что ООО "И" больше не существует, и что ни денег, ни какой-либо иной экономической выгоды от "реализации" не получено, сработал только в ВС.

Конечно же, фирмы были взаимозависимы. И да, кредитные деньги получены, поступили в единый "котёл" группы компаний и не отданы. И, несомненно, ООО "И" и "Т" преследовали общие интересы. И – были, естественно, общие бенефициары, которые могли бы понести субсидиарную ответственность. Но всего этого недостаточно для того, чтобы взыскивать налог по УСН с ООО "Т", указал ВС.

Объектом налогообложения по УСН является не реализация, а доход, фиксируемый по кассовому методу – то есть, на дату получения денег, иного имущества (прав, услуг), иного погашения. Если передаются не деньги, то предполагается, что передаваемые в счет оплаты активы являются ликвидными, считает ВС. Так что важен не сам факт получения права требования, а факт погашения задолженности перед налогоплательщиком. В данном случае не было никакого намека на перспективу трансформации права требования в деньги.

К тому же, не доказана была преднамеренность ликвидации ООО "И" и банкротства ООО "Т", и еще – члены одной группы не обязаны платить налоги друг за друга. Случаи, когда такое возможно, указаны в статье 45 НК (перечисление выручки на счета других лиц, взаимная передача имущества и тому подобное), в данном деле таких обстоятельств не выявлено. Необоснованной налоговой выгоды тоже не обнаружено.

Все говорит о том, что отчуждение имущества было вынужденным, и что тут наблюдается "нарушение внутригрупповых договоренностей, которые имели место на момент привлечения кредита, пока иное не будет доказано заинтересованным лицом", указал ВС. Так что ВС отменил решение налоговой (дело А76-4651/2021, определение 309-ЭС22-4514).

Дело упомянуто в обзоре судебной практики ФНС за третий квартал 2022 года, разосланный письмом от 30.12.2022 N БВ-4-7/17924@. Также в обзоре присутствуют такие сведения:


Источник : Audit-it.ru