Налоговая вправе запросить у оператора связи детализацию звонков без имен

Налоговая проверяла Ростелеком и, в частности, его расходы по услугам передачи голосового трафика по соглашению с одним из контрагентов, зарегистрированным в оффшоре. Налоговики выборочно анализировали данные автоматизированной системы расчетов (биллинга) Ростелекома по взаимоотношениям с некоторыми контрагентами, включая как офшорного, так и различных операторов связи.

В том числе Мегафон получил запрос о предоставлении обезличенных сведений о детализации звонков – входящих и исходящих – по перечню абонентских номеров за определенную дату. В детализации должны были быть указаны время и продолжительность звонков с точностью до секунды, а также стоимость. Мегафон требование не исполнил, поскольку считал, что таким образом нарушил бы тайну связи.

Налоговая в ответ выписала штраф, и тогда Мегафон обратился в суд, чтобы обжаловать как само требование, так и решение о наложении штрафа (дело № А40-272978/2019). Истец считал, что запрошенная информация могла быть затребована только по решению суда. Но суды указали, что, поскольку данные запрашивались в обезличенном виде – без информации о персональных данных абонентов, тайну связи налоговики нарушить не могли.

Суды чётко разделили информацию, касающуюся конкретных абонентов, и обезличенную информацию об услугах, в том числе данные биллинга, используемые для целей расчёта налогов. Последнее является информацией ограниченного доступа, в отношении которой в данном случае действует режим налоговой тайны. Однако эти сведения не позволяют идентифицировать конкретных абонентов без дополнительной помощи оператора.

Автоматизированная система расчетов фиксирует объем предоставленных услуг электросвязи, рассчитывает их стоимость для последующего формирования информации, используемой для выставления счетов и счетов-фактур. Налоговики хотели проверить информацию, предоставленную Ростелекомом, а такая проверка возможна исключительно при помощи данных биллинга контрагента оператора связи, участвовавшего в организации телефонных соединений.

В общем, всё, что интересовало инспекцию, относилось к вопросу получения выручки, а также оплаты расходов проверяемого лица, решили суды. То есть – объема и стоимости услуг связи. И никак не затрагивало тайну телефонных переговоров. Таким образом, требование и решение о наложении штрафа признаны законными в трех инстанциях (решение окружного суда Ф05-13854/2020).


Источник : Audit-it.ru