Суды указали, что ИФНС вправе проверять лишь по тем налогам, которые внесены в решение.
Налоговая назначила выездную проверку фирмы, направила по ТКС и вручила соответствующее решение руководителю организации. В документе был указан предмет проверки – правильность исчисления и уплаты НДФЛ и отчетности по НДФЛ.
Однако в ходе проверки ИФНС "трясла" организацию по полной. В том числе – придралась к операциям с двумя контрагентами и доначислила НДС и налог на прибыль, а также соответствующие пени и штрафы. Кроме того, назначен штраф в сумме 13 тысяч рублей за непредставление документов по этим сделкам.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган ничего не дала, и компания обратилась в суд (дело № А54-8336/2017). В суд (как, видимо, и в УФНС чуть раньше) налоговая принесла уже другое решение о назначении проверки. Налогоплательщик объявил о фальсификации и потребовал провести судебно-техническую экспертизу.
И не прогадал: оказалось, что разные листы этого решения отпечатаны с использованием разных картриджей (лазерных принтеров). Эксперт заключил, что в новом решении налоговики заменили один лист – на котором значился предмет проверки (НДФЛ, соответственно, заменен на "все налоги"). Однако лист с подписями и печатями остался от первой версии решения – это и показало, что листы созданы или в разное время, или на разных принтерах.
В итоге, решение о доначислении НДС и налога на прибыль, а также указанные санкции (включая за непредставление документов) отменены (окружной суд Ф10-2392/2019). Суды указали, что решение о назначении проверки – это тот документ, который определяет объем прав налоговиков, и проверять не указанные там налоги они не имеют никаких оснований.
Интересно, что в данном случае налогоплательщику помогло стечение обстоятельств: налоговая не сразу спохватилась и заменила не все решение целиком. Возможно, фальшивые листы отличались даже визуально. Если бы налоговики в своих подтасовках были более аккуратны, истцу, вероятно, повезло бы меньше.