Минфин разъяснил, как применять новые нормы, действующие с 1 января текущего года.

Минфин напомнил, что в целях налога на прибыль в состав внереализационных доходов включаются также доходы от долевого участия в других организациях. При этом с 1 января 2019 года к таким дивидендам также относится доход в виде имущества (прав), полученый при выходе из состава участников либо при распределении имущества ликвидируемой организации, в размере, превышающем оплаченную стоимость акций (долей, паев).

При распределении имущества ликвидируемой организации действуют установленные пунктом 2 статьи 275 НК специальные положения (о том, что налог определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из суммы полученных дивидендов и налоговой ставки).

Вместе с тем в отношении дивидендов, полученных налогоплательщиком при выходе (выбытии) из организации, аналогичные нормы отсутствуют. Так что в этом случае налоговая база определяется в общем порядке – организация, являющаяся источником дохода в виде дивидендов, признается налоговым агентом.

При этом, по мнению Минфина, информацию о расходах участника при приобретении им доли в ООО налоговый агент может получить у самого участника. При отсутствии данной информации налог исчисляется налоговым агентом без учета таких расходов.

Закон об АО не содержит положений о выходе или выбытии акционера, но АО вправе приобретать свои акции у акционеров. Налоговые последствия операций по выкупу акций, по мнению ведомства, подпадают под действие статьи 280 НК как операции по реализации ценных бумаг. При этом учитывается категория выкупаемых ценных бумаг – обращающиеся или необращающиеся (письмо от 24 июля 2019 г. N 03-03-06/2/55668).