Счетная палата решила, что граждане платят слишком мало имущественных налогов
© anekdotov.net

Высоки долги, не обо всех объектах известно ФНС, занижена кадастровая оценка, а транспортный налог по ряду премиум-автомобилей лишен повышающего коэффициента (например, Bugatti Veyron Grand Sport).

Счетная палата сообщила о проверке администрирования имущественных налогов, которую провела на примере двух "типичных" для России регионов – Смоленской и Ивановской областей.

Во-первых, как выяснилось, россияне не спешат платить начисленные им налоги. Данные СП привела противоречивые (собираемость 87%, но долги равны поступлениям, как написано в релизе), однако ясно одно – задолженность на гражданах висит немалая.

Во-вторых, не все сведения Росреестр почему-то сливает в налоговую – например, у нее нет данных о 2,4 млн квадратных метров земли в Смоленске и о почти 4 млн – в Иваново, тогда как в кадастре по ним "все ходы записаны". Бюджеты из-за этого недополучили 69 и 90 млн рублей соответственно (если, конечно, неучтенные налоговой участки не принадлежат льготникам).

Есть и объекты, о которых не знает и Росреестр: по словам замруководителя ФНС Светланы Бондарчук, примерно по 800 тысячам участков и объектов капстроительства полностью отсутствуют данные о правообладателях. Минэк сейчас готовит законопроект, позволяющий выявить их в упрощенном порядке, сообщила она.

Третья проблема – кадастровая оценка объектов недвижимости не всегда проходит корректно. Стоимость квадратного метра соседних участков может в итоге различаться в сотни раз: в Смоленске замечено рядом 2,15 и 1464,29 руб. за кв. метр.

Иногда кадастровой стоимости и вовсе нет – муниципалитеты не установили категории земель или виды разрешенного использования. В этой части налоговики и Росреестр проводят работу по вовлечению муниципалитетов в процесс верификации баз данных.

В-четвертых, подводит программное обеспечение ФНС – форматно-логический контроль проходит некорректная информация, которая поступает из Росреестра и из ГИБДД. Такие ошибки должны вылавливаться людьми, а инспекторов не хватает.

И, наконец, в-пятых – найдены "дыры" в работе Минпромторга по составлению списка дорогих автомобилей, по которым транспортный налог считается с повышающим коэффициентом. Его избегают многие авто из списка в первый год выпуска. К тому же, из поля зрения ведомства вообще выпали такие машины премиального класса, как Tesla Motors Model S, Mercedes Benz S63 АМG 4МАТIС LimousineL и Bugatti Veyron Grand Sport. "Нужно совершенствовать механизм исчисления налога с дорогостоящих автомобилей. Сделать его более простым, логичным", – считают представители Счетной палаты.