Чтобы отказать клиенту в операции, банку потребуются веские основания
© anekdotov.net

Разработан законопроект, отчасти защищающий клиентов финансовых организаций от произвола, в том числе - связанного с "черными списками".

Минфин проводит общественное обсуждение проекта поправок в антиотмывочный закон 115-ФЗ. Среди прочего, корректируется норма об отказе в совершении операции клиента – сейчас банк или другая финансовая организация может отправить клиента куда подальше, если он не представил документы, оправдывающие операцию, или если есть подозрения, что операция направлена на отмывание доходов или финансирование терроризма.

Согласно предлагаемым поправкам отказ будет возможен, только если одновременно соблюдаются два условия: клиент характеризуется наивысшим риском (по правилам внутреннего контроля) и если имеются данные, на основании которых операция выглядит подозрительно. При этом планируется ввести для банков запрет на присвоение клиенту наивысшей оценки риска только потому, что он попал в так называемый "черный список".

Кроме того, решение об отказе сможет принимать не кто попало, а только либо руководитель финансовой структуры, либо уполномоченное им лицо. Все вышеизложенные правки предназначены для пункта 11 статьи 7 закона 115-ФЗ.

Если финансовая организация все же отказала клиенту в операции, то сообщать об этом "куда следует" ей придется "вместе с аргументированными разъяснениями о причинах принятия таких решений". Кроме того, клиенты-отказники тоже получают право на исчерпывающую информацию в ответ на письменный запрос.

Поменяются также нормы о том, при каких обстоятельствах банк может насовсем попрощаться с новым клиентом. Так, сейчас финансовая организация вправе отказать в приеме на обслуживание, если подозревает, что клиент намерен вершить "темные делишки". Из пункта 5.2 статьи 7 это право будет убрано, зато появится пункт 2.1, вводящий обязанность отказаться от нового клиента, если не проведена идентификация его самого и связанных с ним лиц. В принципе, для добропорядочных клиентов (фирм и граждан) это и неплохо – условия игры будут более понятны, и будет меньше риска нарваться на отказ в обслуживании по прихоти какого-нибудь вредного сотрудника банка.

Вместе с тем, исчезают нормы о последствиях устранения причин непринятия клиента на обслуживание – по-видимому, несостоявшиеся клиенты будут лишены права собрать нужные бумажки (или как-то иначе поспособствовать своей идентификации) и повторно обратиться в тот же банк, чтобы отменить отказ в заключении договора.

Ввести новшества в действие власти хотят с середины этого года.