ФНС выпустила письмо о соблюдении процессуальных сроков, установленных НК – сроков проверок, рассмотрений, оформления бумаг.

Если в ходе налогового контроля налоговики нарушили различные процессуальные сроки (длительность камеральной или выездной проверки, сроки составления и вручения акта проверки, сроки рассмотрения материалов проверки, жалоб, вынесения различных решений), это не меняет исчисление срока на взыскание налогов, в том числе, не может увеличивать этот срок. На это обратила внимание ФНС со ссылкой на довольно старую судебную практику ВАС и КС.

Также ФНС упомянула позапрошлогоднее решение КС – инспекция сильно припозднилась с вынесением решения по выездной проверке, однако ни арбитражные суды, ни КС не увидели в этом нарушения прав фирмы (определение 790-О).

В итоге: нарушение процессуальных сроков – проверок, оформления их результатов, рассмотрений – не влечет отмену решений по проверкам, но при нарушении каждого срока соразмерно уменьшаются сроки на принудительное взыскание задолженности, а также сроки банкротства. В ряде случаев нарушение процессуальных сроков может привести к невозможности взыскания недоимки, а также к затруднениям участия налоговиков в делах о банкротстве.

ФНС не пояснила, что имеет в виду, говоря об уменьшении срока на взыскание: ведь этот срок отсчитывается от даты выставления требования, которая, в свою очередь, "завязана" на дату вынесения решения по проверке.

Также ФНС напомнила, что законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ введена новая форма налогового документа – дополнение к акту проверки по результатам допмероприятий налогового контроля. Налогоплательщик имеет право подать письменные возражения на дополнение к акту в течение 15 дней со дня получения такого дополнения.

Лицу, в отношении которого проводилась проверка, обязательно должна быть предоставлена возможность ознакомиться с документами, в том числе – ранее истребованными у него же. Предусмотрены случаи, когда налоговый орган без заявления проверяемого лица должен прилагать к акту и к дополнению к акту документы, на которые имеются ссылки в актах. Также проверяемое лицо должно иметь возможность ознакомиться с документами, когда они получены после составления акта проверки на законных основаниях.

Налоговые органы нередко позволяют себе произвольно откладывать рассмотрение материалов проверки, в том числе по результатам допмероприятий, без вынесения решений. Неоднократный перенос рассмотрения может быть связан исключительно с обеспечением проверяемому лицу возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и/или участвовать при их рассмотрении.

В общем случае, если проверяемое лицо надлежащим образом извещено, но не явилось на рассмотрение, решение может быть принято в его отсутствие. Откладывать рассмотрение можно лишь по "объективным причинам отсутствия проверяемого лица", пишет ФНС.

Налоговым органам предписано всячески стараться вписываться в установленные сроки (письмо от 10 января 2019 г. N ЕД-4-2/55).