

НКО (фонд) занималась организацией конкурсов и фестивалей, взимая плату с участников (творческих коллективов – вокальных, танцевальных, музыкальных). Плату компания отнесла к доходам в рамках благотворительной деятельности и применила освобождение от НДС и льготу по налогу на прибыль. По результатам выездной проверки ИФНС указала, что имела место реализация услуг.
Суды трех инстанций (дело № А12-34780/2017) разъяснили, что под благотворительной деятельностью понимается бескорыстная передача имущества, в том числе денег. В данном случае имела место возмездность участия в конкурсах. Исполнение договора оформлялось актом, пожертвования уплачивались на основании выставленных организатором счетов, а отказ от оплаченного участия обходился участникам в 30% его стоимости. Договорами также были предусмотрены и иные штрафы, в том числе за "некорректное" указание в платежках основания оплаты – участники были обязаны указать назначение платежа "целевое перечисление согласно договору".
Данные обстоятельства указывают на заключение договоров не на благотворительной, а на коммерческой основе. Суды также отметили, что, обязывая участников платить пожертвования, организатор-истец не привлекал спонсоров, меценатов с целью получения определенного денежного резерва для безвозмездного участия талантливых детей (постановление кассации Ф06-39485/2018 от 28.11.2018).
Помнится здесь на форуме года два назад было обсуждение подобной "благотворительности". Топик стартер как раз высказал свои сомнения, что подобные взносы учитываются как благотворительность. Но в тоже время сказал, что эту чудо-схему придумали "лучшие умы" какой-то группы компании. Интересно не этих ли чудаков привлекли.