Росфинмониторинг совместно с Минфином и Федеральным казначейством сочинил методические рекомендации аудиторам относительно клиентских рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ОД/ФТ).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 7.1 закона N 115-ФЗ аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с ОД/ФТ, обязаны уведомить об этом РФМ. Ведомство разъяснило, что такое "основания полагать" – это профессиональное суждение аудитора в отношении операций аудируемого лица, а также его деятельности в целом с точки зрения рисков отмывания.

Указанное суждение формируется, в частности, исходя из:

  • отраслевой принадлежности аудируемого лица;
  • специфики сектора экономики, в котором работает аудируемое лицо;
  • иных особенностей деятельности аудируемого лица;
  • результатов национальной оценки рисков ОД/ФТ (по этому пункту рекомендован в помощь сайт РФМ www.fedsfm.ru);
  • имеющихся типологий ОД/ФТ (аудитор может почерпнуть информацию из своего личного кабинета сайте РФМ, с сайтов международных организаций, занимающихся вопросами противодействия ОД/ФТ, из иных доступных источников);
  • имеющихся у аудитора аудиторских доказательств.

При рассмотрении операций должны учитываться риски отмывания:

  • страновые риски;
  • риски, связанные с деятельностью аудируемого лица и его контрагентов (клиентские риски). Сюда отнесены такие варианты: структура собственности аудируемого лица представляется необычной или излишне сложной; клиент (контрагент) аудируемого лица зарегистрирован по массовому адресу или действует менее года; необъяснимые изменения в собственности аудируемого лица или неоднократные изменения его организационно-правовой формы, а также ряд других "подозрительных" признаков;
  • риски, связанные с конкретными продуктами, услугами, операциями, каналами поставок аудируемого лица (операционные риски).

Аудитор может выделять дополнительные группы рисков.

В конце методички ведомство напомнило, что основная задача аудитора – это, все-таки, анализ отчетности, а не предотвращение отмывания. Поэтому нельзя ожидать от аудитора выявления всех факторов несоблюдения аудируемым лицом требований ПОД/ФТ, или – что аудитор будет придавать действиям клиента "отмывочную" квалификацию.

Также РФМ напомнил о порядке его уведомления аудиторами об имеющихся у них подозрениях (информационное письмо от 23.11.2018 N 56).