Предприниматель имел в собственности два автомобиля Mercedes Benz G500 и S550 и применял УСН с объектом обложения «доходы».

В октябре 2017 года он обратился в инспекцию с заявлениями об освобождении от уплаты налога на имущество физлиц за 2016 год в отношении земельного участка и автомобилей в связи с использованием их в предпринимательской деятельности. Он пояснил, что имущество сдавалось в аренду, что подтверждается договорами аренды.

ИФНС отказала в освобождении указанных объектов от налогов. 

Предприниматель обратился в суд (дело № А51-7248/2018), полагая, что в силу пункта 3 статьи 346.11 НК имеет право на освобождение от налогообложения транспортных средств и земельного участка, поскольку как транспортные средства, так и земельные участки относятся к объекту гражданских прав «вещи».  Вещи, в свою очередь, подразделяются на движимые и недвижимые.  К недвижимым вещам относятся земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а к движимым – автомобили.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф03-5049/2018 от 22.11.2018) отказали в удовлетворении требований, поскольку налогоплательщиками налога на имущество признаются физлица, обладающие правом собственности на имущество, перечисленное в статье 401 НК, то есть – на недвижимость. В этот перечень земельные участки и транспортные средства не включены, значит применение УСН не освобождает от налогов с участка и автомобилей (облагаемых, соответственно, земельным и транспортным налогами).

Суды пояснили, что суммы налогов, подлежащие уплате физлицами, в том числе предпринимателями на спецрежимах, исчисляются налоговыми органами (пункт 1 статьи 362, пункт 3 статьи 396 НК) и уплачиваются на основании налоговых уведомлений.