На балансе компании числились обслуживающие хозяйства – профилакторий, столовая, буфет, детский оздоровительный лагерь и турбаза. Первые два из них были убыточные, а остальные деятельность не вели. Учет доходов и расходов по этим объектам компания вела раздельно от основного производства согласно статье 275.1 НК.

Общехозяйственные расходы на предприятии распределялись по заказам пропорционально зарплате основного производственного персонала (что закреплено в учетной политике), то есть в итоге в полной мере относились только на основное производство. На ОПХ общехозяйственные расходы распределены не были.

В ходе выездной проверки ИНФС решила, что суммы косвенных расходов по основному виду деятельности завышены, доначислила налог на прибыль, пени и штраф, оставив лишь долю этих расходов, соответствующую доле зарплаты производственного персонала в общем фонде оплаты труда.

Компания обратилась в суд, полагая, что расходы должны быть распределены пропорционально размеру полученных доходов в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 272 НК.

Суд первой инстанции (дело № А14-5553/2016) признал решение инспекции законным, соответствующим принципам, заложенным в учетную политику фирмы. Апелляция с выводами суда не согласилась и отменила решение налоговой, поскольку методика, закрепленная в учетной политике, относится только к пообъектному (позаказному) учету. Учет в разрезе каждого заказа позволяет налогоплательщику полнее определить себестоимость заказа в целях экономического анализа и планирования производственной деятельности.

При этом порядок распределения общехозяйственных расходов на долю обслуживающих производств учетной политикой не предписан, и основания применять порядок учета косвенных расходов исходя из зарплаты отсутствуют. Суд признал обоснованным применение порядка, установленного абзацем 4 пункта 1 статьи 272 НК – пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Кассация (Ф10-4694/2018 от 15.11.2018) поддержала выводы апелляции отметив: «Налоговый кодекс РФ не предусматривает использование заработной платы в качестве базиса для распределения расходов».