Лимиты налоговых пеней и уточнения по региональным льготам приняты в 3 чтении
© Dp.ru

Госдума приняла в третьем чтении и направила в сенат законопроект, который изначально был направлен, в основном, на ограничение размеров пеней (№ 442400-7). Итоговая версия, как водится, обросла массой дополнений и уточнений.

В статье 7 НК о применении договоров об ИДН вносится уточнение, что если доход выплачен иностранному лицу, не имеющему на доход права, и источнику выплаты известен "правильный" получатель, то будет считаться, что доход выплачен лицу, имеющему фактическое право на такой доход. И это будет касаться не только случаев выплаты дохода резиденту страны, у которой есть договор с РФ (как сейчас).

Скорректировано дополнение перечня условий, при которых лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, вносится ряд других изменений, касающихся КИК.

Что касается пеней, то тут правки ко второму чтению были не очень существенны. Напомним, в настоящее время согласно первому абзацу пункта 3 статьи 75 НК пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты, если не предусмотрено иное.

Законопроектом вносится уточнение о том, что пеня начисляется по день исполнения обязанности по уплате налога включительно. Кроме того, абзац дополнят таким правилом: сумма пеней, начисленных на недоимку, не должна превышать размер этой недоимки.

Осталось в тексте проекта предложенное депутатами правило о неначислении пени на сумму недоимки, образовавшуюся в результате применения нерыночных условий контролируемых сделок, если в результате применения симметричных корректировок недоимка у одной стороны сделки равна сумме излишне уплаченного налога у другой стороны сделки. Если же есть превышение недоимки над переплатой, то пени начисляются на сумму такого превышения.

Аналогичный подход будет применяться и к штрафам по статье 129.3 – за неполную уплаты налога по "нерыночным" контролируемым сделкам. При этом должно будет соблюдаться условие – симметричную корректировку понадобится применять до того, как налоговики узнали о нарушении (о чем стало известно налогоплательщику), или до того, как налоговая назначила проверку.

Теперь – о поправках во вторую часть НК. Ряд изменений касается некоторых узких сфер применения НДС, акцизов, иных налогов, госпошлин. О других поправках расскажем ниже.

В статье об определении налоговой базы по НДС налоговыми агентами (статья 161 НК) уточняется, что при аренде госимущества физлица-не ИП агентами не признаются.

Налоговыми агентами по НДС после вступления нового закона в силу станут приобретатели макулатуры (реалзация которой, соответственно, перестанет быть освобожденной от НДС). Напомним, что с недавнего времени участь налогового агента касается покупателей металлолома и сырых шкур.

Если приобретаемые товар (включая ОС или НМА), работы или услуги оплачиваются за счет бюджетных инвестиций частично, то вычет НДС не положен в соответствующей доле – такое уточнение вносится в статью 170 НК, в которой уже записан запрет на вычет при оплате приобретений за счет субсидий в полном объеме. Вводятся правила восстановления налога на "долевой" случай.

Для целей НДФЛ к доходам в виде дивидендов приравнивается доход в виде превышения стоимости имущества, полученного участником (акционером) российской или иностранной организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества при ликвидации, над расходами на приобретение акций (долей, паев) ликвидируемой организации. В этих целях вводится перечень и правила определения расходов. Полученные безвозмедно или с частичной оплатой в этих случаях имущественные права, права требования будут приравниваться к доходам в натуральной форме. В целях налога на прибыль к дивидендам будет приравниваться имущество, полученное при выходе или при ликвидации, в размере, превышающем оплаченный вклад. К такому доходу, как и к "обычным" дивидендам, будет применяться нулевая ставка при выполнении условий по сроку и доле участия.

От НДФЛ будет освобождена продажа нерезидентами имущества, находившегося в собственности более определенного срока (в общем случае 5 лет для недвижимости и 3 года для иного имущества). Для этого удаляется уточнение "являющимися налоговыми резидентами РФ" из пункта 17.1 статьи 217 НК.

К неучитываемым в целях налога на прибыль доходам будут отнесены дивиденды, полученные налогоплательщиком от иностранной организации, в которой доля участия налогоплательщика составляет не менее 50%, и фактическим источником выплаты которых является сам налогоплательщик.

Пункт 2 статьи 265 НК (о приравниваемых к внереализационным расходам убытках) дополняется пунктом об убытке, возникающем у участника при ликвидации организации (в том числе после банкротства) и определяемом как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого участником имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной стоимости доли.

Кроме того, депутаты решили подправить норму, которой пока еще нет в НК и которая появится в нем только с нового года – о применении пониженных ставок налога на прибыль, установленных законами субъектов РФ. На данный момент из этой нормы следует, что с 1 января 2019 года отменяются льготы, введенные после начала текущего года (даже имеющие обратную силу). Точка отсчета после принятия законопроекта сдвинется – если региональный закон о льготах принят в 2018 году до даты вступления в силу закона от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ, то пониженные ставки смогут применяться до истечения срока их действия, но не позднее начала 2023 года.