Предприниматель применял УСН с объектом обложения «доходы» и занимался сдачей имущества в аренду. При этом он являлся собственником нежилого помещения общей площадью 277,2 кв м, которое было разделено на четыре части, право собственности на каждое из которых было зарегистрировано в ЕГРП. Три из четырех частей ИП продал в 2014 году. Доходы от продажи помещений не были учтены в декларации по УСН.

По результатам выездной проверки за 2014-2016 годы инспекция доначислила налог, пени и штраф, решив, что помещения сдавались в аренду, то есть использовались в бизнесе. 

Предприниматель обратился в суд, поясняя, что только одно помещение использовалось в деятельности – сдавалось в аренду. Доначисления в этой части предприниматель не оспаривает. В отношении остальных помещений ИП платил налог на имущество как физлицо на основании налогового уведомления. С имущества, используемого при УСН, он мог бы этого не делать.

Суды трех инстанций (дело № А72-18698/2017) отменили решение инспекции, разъяснив, что в данном случае важна цель использования имущества.

В подтверждение использования помещений инспекция приводит показания участкового о размещении в них кальянной и оплату налогоплательщиком электроэнергии. Однако из данных сведений не следует, что все помещения сдавались в аренду. Договор энергоснабжения заключается сразу на все помещения, принадлежащие абоненту, и счет выставляется единый. Но реальным потребителем может быть только одна часть помещения.

Применение УСН освобождает от налога на имущество физлиц, так что суды (постановление кассации Ф06-39012/2018 от 08.11.2018) сочли уплату этого налога доказательством использования частей помещения в личных целях.