1 ноября 2014 года А. была трудоустроена в компанию менеджером с ежемесячным окладом 16 тысяч рублей, а 1 апреля 2015 года А. ушла в декрет. Компания выплатила ей 27,5 тысяч рублей пособия по беременности и родам, 543 рубля – единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, 14,5 тысяч рублей – пособия при рождении ребенка и почти 87 тысяч рублей ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Затем компания обратилась в ФСС с заявлением о принятии расходов к зачету.

По результатам камеральной проверки ФСС отказал компании, установив, что А. является женой директора компании и по образованию стоматолог.

Компания обратилась в суд, полагая, что ТК не запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам в связи с их беременностью, а выплата пособия не зависит от времени, отработанного до наступления страхового случая и срока беременности на дату трудоустройства.

Суды трех инстанций (дело № А32-3555/2018) поддержали позицию фонда. С августа 2013 года директор компании был в отпуске без сохранения зарплаты, а выйдя из отпуска 1 ноября, он издал приказ о трудоустройстве жены, которая шесть последних лет нигде не работала, менеджером. 

Суды (постановление кассации Ф08-8311/2018 от 12.10.2018) учли, что согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением минтруда от 21.08.1998 № 37, требования к квалификации менеджера включают наличие высшего профессионального образования и стаж работы не менее двух лет. Документы, подтверждающие фактическое исполнение работницей трудовых обязанностей и документы, подтверждающие ведение компанией деятельности не представлены.