При постановке на учет предприниматель, занимавшийся овощеводством, перешел на УСН с заявленным объектом налогообложения – «доход». Позднее, в декларации по УСН за 2015 год он отразил расходы, ссылаясь на то, что в декабре 2014 года подал заявление об изменении объекта налогообложения. В подтверждение он представил сопроводительное письмо с печатью и подписью ответственного работника налоговой.

По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила налог, пени и штраф, поскольку такое заявление от предпринимателя получено не было.

Суды трех инстанций (дело № А12-1547/2018) признали законным решение инспекции, разъяснив, что объект обложения выбирает непосредственно налогоплательщик, который вправе изменять его ежегодно. Для этого необходимо подать заявление в инспекцию до 31 декабря года, предшествующего изменениям.

В ИФНС какие-либо заявления о смене объекта налогообложения от предпринимателя не поступали и в информационной базе инспекции не зарегистрированы. Штамп инспекции, проставленный на документе, представленном налогоплательщиком, на указанную дату налоговым органом при приеме входящей корреспонденции не применялся. Работник инспекции факт проставления печати и подписи на сопроводительном письме отрицает.

Суды (постановление кассации Ф06-37702/2018 от 19.09.2018) также пояснили, что при приеме уведомления об изменении объекта налогообложения штамп инспекции и личная подпись инспектора проставляются непосредственно на самом уведомлении, а не на сопроводительном письме, как имеет место в рассматриваемом случае. Результаты почерковедческой экспертизы не позволяют сделать вывод в категоричной форме о принадлежности подписи ответственному работнику инспекции. Однако доводы инспекции в данной части не противоречат последующим действиям предпринимателя по представлению деклараций с объектом налогообложения «доходы». Более того, предприниматель, утверждая об изменении объекта обложения, документы, подтверждающие расходы, не представил.