Изменения по НДС 2018-2019 и возможность электронного подтверждения нулевой ставки этого налога обсудили в Доме немецкой экономики на заседании Комитета по налогам, финансовой отчетности и контроллингу Российско-Германской Внешне-торговой палаты. В мероприятии приняли участие советник отдела налога на добавленную стоимость Управления налогообложения юридических лиц ФНС России О.С. Думинская, заместитель директора компании «Такском» В.Ю. Зудин и другие представители организаций — членов Российско-Германской ВТП.

Обзор новостей по НДС сделала О.С. Думинская. По ее словам, начиная с 1 января 2019 года, изменится порядок налогообложения электронных услуг. Если до этой даты юридические лица и индивидуальные предприниматели — покупатели таких услуг у иностранной компании выступают в качестве налоговых агентов и уплачивают НДС, то со следующего года это будет обязана делать иностранная компания, продающая электронные услуги. Кроме того, 1 января 2019 года увеличится размер ставки НДС. Товары (работы), отгруженные с этой даты, начнут облагаться по ставке 20 %. Однако в течение переходного периода будет действовать специальный порядок налогообложения. 

Законодатель ввел и многие другие нормы, в том числе облегчающие жизнь налогоплательщика. Так, Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ срок камеральной проверки по НДС сокращен до двух месяцев. Нормы этого же Закона освободили экспортеров от представления товаросопроводительных транспортных документов при подтверждении нулевой ставки НДС. Согласно нововведению налоговая инспекция может запросить такие документы в рамках проверки, но только в определенных случаях, например, если соответствующие сведения не предоставят таможенные органы. Для обоснованности применения ставки НДС 0 % экспортеры будут направлять в налоговые органы только контракты и таможенные декларации или их реестры. А в случае истребования документов при подаче реестров экспортеры смогут представлять таможенные декларации без отметок об убытии товара. 

Электронные реестры, подаваемые в налоговый орган для подтверждения ставки НДС 0 %, — инструмент оптимизации бизнес-процессов во внешнеэкономической деятельности. Для их формирования требуются специальные сервисы, в числе которых — программный продукт «Картотека документов», разработанный компанией «Такском», привносящий очевидные удобства в работу. По словам В.Ю. Зудина, «Картотека» автоматически создает пакеты по экспортной сделке, подбирая документы из различных информационных систем, а также электронного архива, при этом контролирует их полноту, количественные показатели и уведомляет об отсутствии недостающих документов или некорректном указании в них данных. Такие комплекты формируются как из электронных документов в виде XML- файлов, так и бумажных, представленных скан-образами. В том случае, если какой-либо из сканов отсутствует в учетной системе, на помощь приходит специальный функционал ускоренного подбора.

И уже после всего этого при загрузке налоговых деклараций «Картотека» подбирает соответствующие им комплекты и создает из них электронные реестры, после чего конвертирует их в формат ФНС. В случае подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государства-члены ЕАЭС программный продукт формирует перечень заявлений и комплекты документов. И все это происходит с минимальными затратами времени. Автоматический подбор, качественный и количественный контроль документов, а также их конвертация в нужный формат и комфортный инструмент работы со сканами — все это позволяет своевременно и правильно подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Однако это далеко не единственная функция «Картотеки». Она также удобна при ответах на требования налогового органа о представлении документов. После того, как вы загрузили в нее полученное требование в виде pdf-файла, она начинает подбирать перечисленные истребуемые документы за указанный период из различных информационных систем и в результате создает комплект с описью в формате ФНС в электронном виде. Этот программный продукт избавляет от ошибок, возникающих при ручном вводе, значительно ускоряет процесс подготовки ответов на требования налогового органа и тем самым оптимизирует взаимодействие с ним и, конечно же, снижает налоговые риски. Кроме того, «Картотека» служит еще и надежным хранилищем электронных документов.

Выступления спикеров на заседании вызвали оживленную дискуссию. При этом аудитория получила ответы на свои вопросы и высказала пожелания проводить и далее встречи в таком формате для прояснения спорных моментов, в том числе в применении действующего законодательства. Проведенная в Доме немецкой экономики встреча — одно из совместных мероприятий компании «Такском» и Российско-Германской ВТП, позволяющих максимально и оперативно информировать бизнес-сообщество об изменениях в налогообложении, бухгалтерском учете, электронном документообороте и других сферах. Партнерское взаимодействие «Такскома» с Российско-Германской ВТП направлено на создание законодательной среды, способствующей внедрению передовых технологий и практик электронного документооборота в сегментах b2b и b2g и развитию благоприятных условий для бизнеса.