ООО «А» (исполнитель) и ООО «С» (заказчик) заключили договор перевозки грузов (товарно-материальных ценностей, угля, щебня, породы, глины, снега). Во исполнение обязательств ООО «А» привлекло ООО «У» и «П», учло стоимость субподрядных услуг в расходах и заявило вычеты в декларации по НДС, представив в подтверждение договоры, счета-фактуры, акты об оказании услуг, путевые листы.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, налог на прибыль, пени и штраф, признав сделки с контрагентами формальными. Установлено, что документы подписаны неустановленными лицами. В большей части путевых листов госномер автомобиля указан не полностью (отсутствует код региона), установлены несоответствия в количестве отработанных часов в путевых листах и актах выполненных работ, выявлены расхождения в часах выезда и возвращения в гараж и прочие неточности.

При этом у контрагентов отсутствует необходимое для исполнения обязательств имущество, а движение средств по их счетам носит «транзитный» характер. В ходе проверки на основании документов заказчика инспекция выявила частичное выполнение работ самим налогоплательщиком и частичное привлечение контрагентами автомобилей и погрузчика, принадлежащих директору компании и иным физлицам, не уплачивающим НДС.

Суды трех инстанций (дело № А27-27097/2017) признали законным решение инспекции. При сопоставлении договоров, заключенных налогоплательщиком с контрагентами, и договоров между контрагентами и физлицами обнаружен ряд обстоятельств. Предметом договоров являлись одни и те же транспортные средства, один и тот же период времени, стороной – одни и те же физлица-арендодатели. При этом путевые листы налогоплательщика составлены на одну смену и на одного водителя, а путевые листы от спорных контрагентов составлены на одного водителя на месяц и заполнены на компьютере. Водители транспортных средств подтвердили оплату наличными, полученную напрямую от директора фирмы-истца, сдачу транспорта в аренду контрагентам они отрицали.

Суды (постановление кассации Ф04-4117/2018 от 13.09.2018) также учли то, что источник возмещения НДС не сформирован, поскольку реальные исполнители услуг не являются плательщиками НДС, а заявленные контрагенты реализацию по спорным сделкам в декларации не включили.