В 2005-2014 годах компания вела строительство многоквартирного жилого дома с пристроенной автостоянкой. Для выполнения электромонтажных работ, работ по водоснабжению, водоотведению, автоматическому пожаротушению было привлечено ООО «Р». Работы были выполнены подрядчиком в июне 2013 года, а вычеты заявлены в декларации по НДС за 2 квартал 2016 года, которая представлена 25 июля 2016 года, и затем отражены без изменения в уточненке, поданной 22 сентября.

По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, указав на пропуск срока для заявления вычетов, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК – возмещение налога возможно, если декларация представлена в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Компания считает, что применительно к вычетам НДС, не образующим возмещение, отдельного срока представления декларации не установлено, и необходимо руководствоваться сроком, установленным пунктом 5 статьи 174 НК – налогоплательщики обязаны представить декларацию за отчетный период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим. 

Суд первой инстанции (дело № А32-32030/2017) отменил решение инспекции, посчитав срок на вычет не пропущенным, поскольку декларация подана за период, который входит в трехлетний срок.

Однако в апелляции налогоплательщик потерпел неудачу. Датой возникновения обязанности по уплате налога с учетом вычетов является дата окончания периода, а не дата представления декларации. Трехлетний срок не продлевается на 25 дней, предусмотренных пунктом 5 статьи 174 НК. Таким образом, право на вычет по представленным счетам-фактурам могло быть реализовано не позднее 30 июня 2016 года.

Доказательств, подтверждающих объективные препятствия, не позволившие заявить вычет НДС своевременно, налогоплательщиком не приведено. Окружной суд оставил в силе решение апелляции, и судья ВС (308-КГ18-12631 от 04.09.2018) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам ВС.