В 2016 году сразу два дошкольных образовательных учреждения в Курганской области попали в одну и ту же ситуацию: подав в требуемый срок сведения по исходной форме СЗВ-М, сотрудники обеих детсадов самостоятельно обнаружили неполноту представленных данных. Для устранения ошибок в соответствующие районные управления ПФ были направлены дополняющие формы СЗВ-М со всеми недостающими сведениями.

И оба управления ПФ расценили дополняющие документы как сигнал о том, что исходные формы содержат недостоверные данные о застрахованных лицах. На основании статьи 17 закона № 27-ФЗ обоим детсадам были выставлены штрафные санкции по 500 рублей за каждое из «забытых» физлиц. В обоих случаях санкции были проигнорированы, и представители ПФ обратились в суд. 

И в обоих случаях суды трёх инстанций (дела № А34-12550/2017 и № А34-12432/2017) отменили решения фонда, поскольку в случае самостоятельного выявления и устранения ошибок в представленных данных страхователь избавлен от каких-либо временных ограничений на срок подачи дополняющих форм. Судами (Ф09-4385/2018, Ф09-4392/2018) отмечалось, что ошибки, исправленные самой организацией, «не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством». 

ПФ в подобных ситуациях трактует «ошибку» исключительно как предоставление неверных сведений, и «забытые» физлица, как следует из письма ПФ, должны являться основанием для применения финансовых санкций.

Однако позиция судов по данному вопросу по-прежнему остаётся неоднозначной. В отличие от АС Уральского округа, к которому относится Курганская область, АС Дальневосточного округа обычно поддерживает требования ПФ — за исключением случаев, когда речь идёт лишь об исправлении неверных сведений, а не об отсутствующей информации о физлицах.

ВС, однако, придерживается скорее «уральского», чем «дальневосточного» подхода, поскольку при отсутствии штрафа страхователи лучше мотивированы к самостоятельному и своевременному устранению допущенных ошибок и более оперативной обработке учётных сведений органами ПФ, что в конечном итоге «способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц».