1 год 9 месяцев – не разумный срок для начала выездной проверки после подачи уточненки

В декабре 2015 года компания представила в ИФНС уточненную декларацию по налогу на имущество за 2012 год. В сентябре 2017 года инспекция вынесла решение о проведении выездной проверки по налогу на имущество за 2012 год и выставила требование о представлении документов. Компания оспорила решение в суде.

Суд первой инстанции признал его законным. Апелляция с этим не согласилась, разъяснив, статья 89 НК допускает назначение выездной проверки в случае представления уточненной декларации. При этом налогоплательщик не ограничен сроком в праве подачи уточненки. Данное правило исключает применение трехлетнего ограничения на глубину проведения выездной проверки. Между тем, это не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненки выездная проверка может быть инициирована в любое время – без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи декларации.

Суд пояснил, что при оценке разумности срока должны учитываться, в том числе, способность налогоплательщика обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного пунктом 1 статьи 23 НК четырехлетнего срока хранения документов и наличие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю. Аналогичную позицию ранее высказывал ВС. Кассация (Ф07-9803/2018 от 20.08.2018), поддержав истца, указала: «в данном случае выездная проверка назначена спустя 1 год 9 месяцев после представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации, что само по себе является значительным сроком».

Аналогичный вывод сделан по делу № А21-10802/2017, согласно обстоятельствам которого выездная проверка назначена инспекцией спустя 2 года 11 месяцев после представления уточненной декларации.