ООО «А» по договорам транспортной экспедиции привлекло ООО «Р» и ООО «М», которые приняли на себя обязательства по организации доставки комплектующих на территорию компании и произведенной ею готовой продукции в адрес покупателей.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, обнаружив, что стоимость оказанных налогоплательщикцу услуг перевозки составила от 86 до 93% всего оборота спорных контрагентов, иных заказчиков они не имели. Участником и руководителем обеих организаций являлась Д. - супруга начальника транспортного отдела. После расторжения спорного договора ООО «Р» прекратило свое действие. При допросе Д. не смогла пояснить обстоятельства заключения спорных сделок и описать порядок взаимодействия с перевозчиками.

Компания настаивала, что наличие родственных отношений между руководителем спорных контрагентов и начальником транспортного отдела, уволившегося на момент заключения первого из спорных договоров, не имеет правового значения. 

Суды трех инстанций (дело № А50-38350/2017) признали законным решение инспекции, установив, что при значительных оборотах контрагенты уплачивали налоги в минимальных размерах, а поступившие им денежные средства обналичивались через счета фирм-однодневок, предпринимателей и физлиц. При этом контрагенты не имели возможности самостоятельно оказывать транспортные услуги. Фактически услуги оказывались лицами, которые имели прямые договоры с налогоплательщиком и располагали на праве собственности грузовыми автотранспортными средствами. Реальные перевозчики пояснили, что согласование условий перевозки, подписание бухгалтерских документов и передача денежных средств происходили в помещении налогоплательщика, а доставка сопровождалась его диспетчерами.

Учитывая, что реальные перевозчики применяли спецрежимы и плательщикам НДС не являлись, а спорные контрагенты были искусственно привлечены в сделки в качестве «промежуточного звена», основания для вычетов не имеется, решили суды. Суды (постановление кассации Ф09-4502/2018 от 09.08.1978) также учли отсутствие в первичных документах существенных условий сделки – условий доставки товара (место погрузки, место разгрузки, условия разгрузки, тип и количество транспортных средств), а также условий о вознаграждении экспедитора.