В 2012 и 2013 компания выплачивала дивиденды кипрской фирме-1.

По результатам выездной проверки компании как налоговому агенту доначислен налог на прибыль с доходов от источников в РФ, выплаченных иностранной организации, и пени. Установлено, что компания неправомерно применила пониженные ставки 5% и 10% налога на прибыль вместо ставки 15%, поскольку фактически дивиденды были получены иностранной фирмой, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.

Суды трех инстанций (дело № А27-27287/2016) признали законным решение инспекции, установив, что единственным акционером кипрской фирмы-1 является кипрская фирма-2, единственным участником которой является фирма – резидент Британских Виргинских островов. При этом кипрская фирма-1 денежных средств для приобретения акций не имела, а дивиденды являлись единственным источником ее поступлений. Единственная операция, совершаемая данной компанией – транзитное перечисление средств по цепи акционеров.

Суды (постановление кассации Ф04-2998/2018 от 07.08.2018) согласились с выводами инспекции об отсутствии права на налоговую льготу в ситуациях, когда действия участников направлены лишь на создание удобного налогового режима. В такой ситуации налогообложение производится с учетом налогового резидентства действительного получателя дохода.