Совфед одобрил законопроект № 249505-7, принятый  ГД в третьем чтении 20 июля и направленный на сглаживание последствий повышения НДС.

Уменьшение срока камералки (которое изначально было заложено в законопроект его авторами как тотальное) будет действовать только для деклараций по НДС – их будут проверять в течение двух месяцев с правом налоговиков на продление до трех месяцев.

Отменяется налог на движимое имущество – его исключат из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций. Будет убрано слово "движимое" из определения объекта налогообложения, содержащегося в статье 374 НК. Соответственно, упраздняются все нормы о льготе по движке, которую сейчас могут устанавливать регионы, и ставке до 1,1%;

Вводится новая форма налогового документа – дополнение к акту проверки по результатам допмероприятий налогового контроля. Налогоплательщик получит право подать письменные возражения на дополнение к акту в течение 15 дней со дня получения такого дополнения.

Сфера повторной проверки после уточненки ограничивается изменениями, приводящими к снижению налога.

Продлевается срок представления документов по конкретной сделке, затребованных налоговиками, до 10 дней (сейчас общий срок – 5 дней). Поправка касается истребования по пункту 2 статьи 93.1 – вне рамок проверки у участников сделки или иных лиц, располагающих нужными сведениями. Вводится возможность продления срока представления документов, истребованнных согласно статье 93.1 (то есть у иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком).

Значительные изменения претерпевают нормы о документах, подтверждающих право на нулевую ставку НДС по экспортным операциям. Например, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов понадобится представлять только в отдельных случаях, например, при вывозе припасов. В иных случаях эти бумаги надо будет подавать только по требованию налоговиков (если у них где-то что-то не сошлось).

В статье 169 НК оговаривается обязанность налоговых агентов по НДС составлять счета-фактуры (например, при приобретении товаров у иностранных лиц, при приобретении шкур и металлолома).

Снизятся требования при заявительном порядке возмещения НДС. Если сейчас право на такой порядок без гарантии имеют уплатившие 7 млрд рублей налогов за три года, то законопроектом эта сумма снижается до 2 млрд. Такое же снижение касается поручителей. Кроме того, поручителям разрешат иметь больше обязательств – до 50% от чистых активов (сейчас до 20%). Аналогичные поправки вводятся для освобождения от уплаты акциза.

Отбрасывается условие признания внутрироссийских "взаимозависимых" сделок контролируемыми исключительно по сумме доходов. Остаются лишь критерии по особым условиям налогообложения одной из сторон сделок. Сделки при обороте от 1 млрд в год без особых условий налогообложения контролируемыми быть перестанут. Подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 НК, которым сейчас установлен критерий по доходам от 1 млрд, излагается в новой редакции – критерием станет применение сторонами сделки разных ставок налога на прибыль. Утратят силу подпункты 5 и 7, содержащие критерии контролируемости по признакам участия в ОЭЗ или СЭЗ и региональных инвестпроектах. При этом все содержимое пункта 2 (в новой редакции) статьи 105.14 (а не отдельные подпункты, как сейчас), включая сделки со спецрежимками, будет контролируемым при оборотах от 1 млрд рублей в год. Предлагавшийся кабмином критерий в 60 млн остается только для сделок, упомянутых в пункте 1 статьи 105.14 (с иностранными взимозависимыми лицами и приравненных к контролируемым сделок).

Кроме того, законопроект предусматривает отмену безусловного права субъектов РФ на снижение базовой ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, на 4,5 процентных пункта для отдельных категорий налогоплательщиков, и множество других поправок.