Росфинмониторинг выпустил информационное письмо от 19.07.2018 N 54 о применении отдельных норм антиотмывочного закона лицами, занимающимися оказанием юридических или бухгалтерских услуг.
Требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуг, в случаях, когда они готовят или проводят от имени или по поручению своего клиента следующие операции:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций. При этом РФМ объяснил, что обеспечение деятельности может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения, которые требуют специальных профессиональных знаний. Субъектом исполнения упомянутых требований является организация или ИП, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.
При наличии у названных лиц оснований полагать, что сделки или операции направлены на отмывание доходов или финансирование терроризма, надо уведомить об этом уполномоченный орган. Формализованные электронные сообщения (ФЭС) подаются этими лицами с использованием личного кабинета на сайте РФМ.
Организации и ИП, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию этих правил.
Ввести подписку, и сделать внештатниками важных органов ещё стесняются)
А если услуги по ведению бухучета оказываются клиенту со стороны, к созданию которого организация, оказывающая услуги по бухучету, не имеет никакого отношения? В этом случае такая организация тоже является тоже является субъектом 115-го закона? Или вот еще....Организация не имеет доступа к счетам заказчика, не составляет бухгалтерскую отчетность заказчика, но имеет доступ к бухгалтерской базе для ведения мониторинга соответствия ведения клиентом бухучета нормам РСБУ....В этом случае тоже возникает субъектность по 115-му закону?
jina, Вы откуда взяли, что только "если ею созданы" - прямо в тексте 115-ФЗ было давно уже написано, что если организация по договору оказывает такие услуги, то она должна проводить мероприятия по 115-ФЗ. Ничего нового не появилось.
Считаю, что подход РФМ, изложенный в комментируемом письме, не соответствует нормативно-правовому акту, каким является классификатор видов деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 29.03.2018)
Бухгалтерский учет в соответствии с КДЕС ред.2 относится к коду 69.20, туда же, куда и аудит
69.20
Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию
Эта группировка включает:
- деятельность по ведению (восстановлению) бухгалтерского учета, в том числе по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерскому консультированию;
- деятельность по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами;
- налоговое консультирование и представление клиентов в налоговых органах, в том числе подготовку налоговой документации
в то же время "обеспечение функционирования организации" - это радикально другой код вида деятельности 82 с соответствующими подгруппами.
82
Деятельность административно-хозяйственная, вспомогательная деятельность по обеспечению функционирования организации, деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса
Эта группировка включает:
- предоставление широкого диапазона ежедневных административных услуг за вознаграждение или на договорной основе, а также по расширению обычной деятельности служб поддержки предприятия
Эта группировка также включает:
- деятельность служб поддержки, обычно осуществляемую фирмами, не отнесенную к другим группировкам
Фирмы, отнесенные к этой группировке, не подбирают персонал для выполнения полного цикла бизнес-процессов на предприятии
82.1
Деятельность административно-хозяйственная и вспомогательная деятельность по обеспечению функционирования организации
Эта группировка включает:
- предоставление широкого диапазона ежедневных административных услуг за вознаграждение или на договорной основе, например по финансовому планированию, по выставлению счетов и ведению записей, управлению персоналом и логистике
Эта группировка также включает:
- вспомогательную деятельность для других предприятий за вознаграждение или на договорной основе, расширяющую обычные функции собственной службы поддержки предприятия
Компании, классифицированные в данной группировке, не подбирают персонал для выполнения полного цикла бизнес-процессов. Компании, занятые только одним конкретным видом этой деятельности, классифицированы согласно этому виду деятельности
82.11
Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации
Эта группировка включает:
- комплексные ежедневные административные услуги, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе, такие как услуги приемной, финансового планирования, регистрации, выставления счетов, руководства персоналом и рассылки почтовых сообщений и т.д.
Эта группировка не включает:
- предоставление только одной из услуг, см. соответствующую этой услуге группировку;
- подбор персонала без руководства им, см. 78
82.19
Деятельность по фотокопированию и подготовке документов и прочая специализированная вспомогательная деятельность по обеспечению деятельности офиса
Эта группировка включает:
- копирование, подготовку документов и прочую специализированную вспомогательную деятельность по поддержке функционирования организации
Включаемая в нее деятельность по копированию и печатанию документов носит краткосрочный характер
Эта группировка включает:
- подготовку документов;
- редактирование или корректирование документов;
- печатание и обработку текстов;
- секретарские услуги;
- переписывание документов и другие секретарские услуги;
- написание писем и резюме;
- услуги аренды почтовых ящиков и других почтовых и посылочных услуг, например по предварительной сортировке, написанию адресов и т.п.;
- фотокопирование;
- изготовление дубликатов;
- ксерокопирование;
- прочие услуги копирования документов (без услуг печати, например офсетной печати, быстрой печати, цифровой печати, услуг предпечатной подготовки)
Эта группировка не включает:
- печать документов (офсетную печать, быструю печать и т.д.), см. 18.12;
- предоставление услуг предпечатной подготовки, см. 18.13;
- разработку и организацию почтовых рекламных кампаний, см. 73.11;
- деятельность в области стенографирования и почтовых отправлений, см. 82.99;
- услуги общественной стенографии, см. 82.99
В отличие от каких-то "писем", КДЕС ред.2 утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (с последующими изменениями), является нормативно-правовым актом, на который можно опираться при квалификации того или иного вида деятельности как соответствующего или не соответствующего термину "обеспечение деятельности". Хотел бы так же отметить, что, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее по тексту - Постановление Правительства N 1009) говорится, что "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений". А также отмечается, что "издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается" [3].
Или проведение аудита, наряду с ведением бухучета, у нас тоже стало "обеспечением деятельности клиента"?