Госдума приняла в третьем – окончательном – чтении законопроект № 96436-7 о внесении изменений в НК, касающихся истребования налоговиками документов (информации) об аудируемых лицах. Проект был принят в первом чтении немногим более года назад, с тех пор подвергся изменениям.
По общему правилу в ходе налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной с нарушением требования о конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, в том числе, аудиторскую тайну. В этой части статья 82 НК остается без изменений.
Вместе с тем, пункт 4 статьи 82 дополнят тезисом о том, что в целях налогового контроля допускается сбор, хранение и использование полученной от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 НК. Отметим, что не будет разрешено распространение такой информации, и не уточняется, что речь идет только об информации о налогоплательщике (плательщике сбора, взносов, налоговом агенте).
Соответственно, НК дополняется новой статьей 93.2. Она устанавливает право должностных лиц налоговых органов истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании сопутствующих аудиту услуг (напомним, действующий перечень таких услуг был установлен в прошлом году), а также ряда прочих услуг.
Документы смогут запрашиваться у аудиторов, если клиент не представил их налоговикам, которые истребовали их в соответствии с НК (точнее, судя по дальнешйему тексту поправки, истребовали конкретно при выездной проверке). В этом случае требование налоговиков, направляемое аудитору, должно будет содержать информацию о выездной проверке, а также о факте непредставления документов проверяемым налогоплательщиком.
Кроме того, аудиторы должны будут делиться информацией с налоговиками в случае поступления в отношении аудируемого лица запроса уполномоченного органа иностранного государства.
Будет оговорено, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе уведомить налогоплательщика или иное аудируемое лицо, в отношении которого получен названный запрос, об истребовании документов налоговиками.
В целом закон должен будет вступить в силу с 1 января 2019 года. Статья 93.2 НК будет применяться к документам, полученным в ходе аудита в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2019 года.
Закон бессмысленный, поскольку у аудиторов нет подлинников документов, хранят они только копии. Понятие "документ" - означает подлинный документ, поскольку основным квалифицирующим признаком документа является подлинная подпись. А копию с копии аудиторы снимать не могут и не обязаны заверять копии без подлинника. Если аудитор ответит, что у него нет документов налогоплательщика, он будет прав. Кроме того, налоговая инспекция не может проверить отказ аудитора предоставить документы, поскольку в Кодексе отсутствуют такие процедуры. Что касается "информации" - в законе не прописан порядок ее предоставления.
Тем не менее, документы смогут запрашиваться у аудиторов, если клиент не представил их налоговикам, которые истребовали их в соответствии с НК
А смысл? Запрашивать-то что будут - первичные документы? Так аудитор их не хранит - посмотрел на проверке, зафиксировал результаты проверки и все. Ну еще копию налоговой декларации аудитор может забрать или отдельные копии отдельных же документов (которые не факт что вообще в охват запроса попадут). Сами рабочие документы аудитора не являются документами проверяемого лица.... Театр абсурда какой-то.
Сами рабочие документы аудитора не являются
"Тем не менее, рабочие документы могут содержать данные, которые могут заинтересовать фискалов".
Могут, конечно. Но круг этих данных достаточно узок. Выше написано в статье "документы могут запрашиваться у аудиторов, если клиент их не представил для налоговой проверки" - для налоговой проверки как правило ИФНС запрашивает декларации и первичку, которую аудитор "ан масс" (по профессору Выбегалло) не хранит у себя.
ИФНС запрашивает декларации и первичку
"аудитор (в рамках стандарта) выполняет много аналитической работы".
А это не документы клиента и не данные из конкретных документов клиента. Еще раз - в статье написано "документы смогут запрашиваться у аудиторов, если клиент не представил их налоговикам, которые истребовали их в соответствии с НК" - никакой аналитической работы аудитора клиент в ИФНС не представляет, то есть и запросить эти данные у аудитора ИФНС не может (потому что это не документы клиента). Общая информация - пожалуйста, вопрос в том, что общая информация в ИФНС как правило и так есть.
Есть пара предположений:
1. Поначалу налоговики кинуться радостно требовать документы на наших клиентов, чем очень сильно нагрузят и без того занятых аудиторов. Время на отписки тоже будет отниматься от небесконечных суток.
2. Через некоторое время, додумав до конца мысль, сообразят, что "не получается". И дополнят НК РФ еще одним пунктом, в котором уж как-нибудь допишут обязанность аудиторов собирать документы, либо (к примеру) составлять РД и выполнять аудиторские процедуры, направленные на проверку правильности исчисления налогов. И сразу предоставлять их в ФНС. А что, в концепцию перекладывания всех гос. обязанностей на кого-то другого - вполне вписывается, границы маразма - не просматриваются...
Это все прекрасно. Но репутация аудиторской деятельности этим законом безнадежно испорчена. Это последний кол в спину инициативного аудита и других аудиторских услуг вне рамок ст. 5 307-ФЗ.
Доброе утро, думаю коллеги, все будут просто отписываться, что не вошло в выборку, нет копий и т.д. и т.п. Разобраться в РД аудитора очень сложно, а тем более это случай, когда плательщик отказался предоставлять доки. А вот письменные отчеты аудитора, это тема для рассмотрения, в отчетах описаны одни нарушения, а АЗ не модифицированное. Опять таки, клиент мог все исправить, а профессиональное суждение никто не отменял. Налоговики то однодневки годами распутывают, пеню по копейкам собирают, когда им нами заниматься. Я даже в суд всегда отписываюсь, что информация была предоставлена не для использования третьими лицами (по соп.услугам, иниц. аудиту), и ни разу судьи не запрашивали что-то повторно.
Ну так не нужно писать Письменные отчеты, или хотя бы ,если душа рвется их писать, то не записывать в договор на проведение аудита это требование (предоставить письменный отчет)