ФНС выпустила обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС и ВС, принятых во втором квартале 2018 года по вопросам налогообложения.

В одном из приведенных дел судами рассмотрена схема по уходу от налогообложения при продаже акций путем их вложения в уставной капитал иностранной фирмы. АО внесло акции дочерних фирм в уставной капитал резидента Республики Кипр. Он продал акции еще одной российской фирме, после чего предоставил АО безвозмездную безвозвратную финансовую помощь. ИФНС указала на продажу АО акций с целью ухода от налога на прибыль, доначислила налог, пени и штраф. Суды (дело № А55-11332/2016), в том числе ВС, указали на получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку кипрская фирма создана как искусственная организация, формально участвующая в сделках, в отсутствие штатного персонала. Ее деятельность была убыточной, а взаимодействовала она только с фирмами, взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

В другом споре – № А53-25996/2015 – суды отказали компании в применении льготной ставки с доходов в виде дивидендов, выплаченным кипрским фирмам. Инспекция установила, что на дату выплаты со стороны ПАО дивидендов в оплату акций, по которым они начислялись, были переданы векселя, не являющиеся собственностью кипрских компаний. На их покупку был заключен только предварительный договор купли-продажи. Суды указали, что неисполнение обязательств по оплате векселей на дату выплаты дивидендов кипрским фирмам исключает вывод о прямом вложении этими компаниями в капитал общества суммы, эквивалентной 100 тысячам долларов США (согласно соглашению об исключении двойного налогообложения), и соответственно, право налогоплательщика на льготную налоговую ставку.

Также в обзор попало решение ВС от 15.03.2018 по делу N АКПИ17-1162). Суды указали, что реализация товаров, произведенных организациями-банкротами с 1 января 2015 года, не облагается НДС в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК. В этом случае не выставляется счет-фактура и не выделяется налог в продажной стоимости в первичных и платежных документах. При этом указанная норма не разделяет виды реализуемого должником-банкротом имущества на имущество, включенное в конкурсную массу, и имущество, изготовленное и реализуемое в процессе хозяйственной деятельности предприятия-банкрота.

Еще в одном определении ВС разъяснил, что инвестор вправе получить вычет по счетам-фактурам, перевыставляем застройщиком. Компания-инвестор заключила с застройщиком договоры о долевом строительстве жилого дома своими силами или с привлечением других лиц. После завершения строительства объекты были переданы инвестору по актам приема-передачи помещений, введены в эксплуатацию и приняты инвестором на учет. На основании сводного счета-фактуры, полученного от застройщика, был заявлен вычет НДС. По результатам выездной проверки инспекция частично отказала в вычете – по работам, выполненным привлеченными фирмами. Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд (дело № А79-8152/2016) признали законным решение инспекции, указав, что передача объектов долевого строительства не является объектом обложения НДС, следовательно, у налогоплательщика отсутствовало право на вычет. ВС отменил решение судов, разъяснив, что застройщик учитывал все расходы по строительству жилого дома на своем балансе, формируя, таким образом, стоимость объекта строительства. При этом расходы производились в интересах инвесторов. Таким образом, компания, получившая от застройщика сводный счет-фактуру, имела все основания для вычета НДС.

Также в обзор включены решения ВС по делам, о которых мы ранее подробно уже сообщали:

  • № А41-90181/2016 – о льготах при наличии энергетического паспорта с высокой эффективностью без соблюдения других условий;
  • № А53-30316/2016 – о возможности вычета по счету-фактуре c НДС по ставке 18% вместо 0%;
  • № А04-9989/2016 – о том, что снижение цены товара при продаже зависимому лицу – не повод для контроля цен ИФНС;
  • № А47-164/2017 – о возможности применять УСН после преобразования без подачи уведомления;
  • № А47-9800/2016 – о невозможности учесть в расходах при УСН стоимость приобретенных имущественных прав.