Госдума приняла во втором чтении правительственный законопроект № 346805-7, которым, в частности, предлагается установить возможность уплаты физлицами налогов через МФЦ, ввести институт "единого налогового платежа" (в первоначальной версии называвшийся "специальными авансовыми взносами") – для добровольной предоплаты физлицами в счёт будущих платежей по имущественным налогам, внести ряд других новшеств.

Ко второму чтению добавлено, что единый налоговый платеж за физлицо может уплатить иное лицо, установлена очередность зачета налоговиками этого платежа – последовательно начиная с меньшей суммы налога. Если единый платеж поступил при наличии недоимки, то сначала налоговики погасят ее. Если не хватает на всю имеющуюся задолженность, то зачет будет производиться также последовательно начиная с меньшей суммы. Вводится право на возврат незачтенного единого налогового платежа (но этого не сможет сделать иное лицо, перечислившее платеж за налогоплательщика).

Кроме того, поправки предлагается внести в статью 45 НК (в этой части проект ко второму чтению остался почти без изменений). В настоящее время второй абзац части 7 данной статьи гласит, что при обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (ФК), налогоплательщик вправе подать заявление с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Согласно новой редакции этой же нормы для возможности уточнить платеж не понадобится, чтобы налог изначально был перечислен на соответствующий счет ФК. Достаточно будет, чтобы ошибка в оформлении платежки не повлекла неперечисление налога в бюджетную систему РФ. Соответственно, появится возможность уточнить не только указанные сейчас параметры, но и счет ФК. Это расширит возможности налогоплательщиков по уменьшению сумм начисленных пеней.

Вместе с тем, установят ограничение по времени – уточнить платеж можно будет в течение трех лет с даты перечисления.

Кроме того, появится новая опция налоговиков: при обнаружении ими ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ, налоговый орган будет вправе принять решение об уточнении платежа самостоятельно без заявления налогоплательщика в течение трех лет с даты перечисления денежных средств. Решение об уточнении платежа не будет приниматься налоговым органом, если такое действие повлечет возникновение у налогоплательщика недоимки. При уточнении налоговики будут производить перерасчет пеней и информировать налогоплательщика о зачете платежа в течение пяти дней.

Еще одно важное новшество, которое заложено в законопроект – блокировка счета при непредставлении расчета по взносам. Напомним, что данная перспектива оставалась неясной со времен прохождения и подписания федзакона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, поскольку им не внесены поправки в пункт 3 статьи 76 НК. Как следствие, поначалу ФНС и Минфин разошлись во мнениях, имеют ли налоговики право заблокировать счет плательщика взносов при несдаче расчета. Однако позже ФНС все же была вынуждена согласиться на запрет такой блокировки.

Законопроект убирает все разночтения, но не в пользу плательщиков. Ко второму чтению решили не добавлять новый пункт в статью 76 НК (как это изначально планировалось), а поправить пункт 3.2, сейчас предусматривающий блокировку за несдачу 6-НДФЛ – сюда же впишут расчет по взносам, а рядом со словами о налоговых агентах появится упоминание плательщиков взносов. Остается положительный момент в том, что несдача в срок других видов расчетов (например, по авансовым платежам по налогу на прибыль) по-прежнему не будет грозить налогоплательщикам заморозкой счетов.