26 июля 2017 года компания направила по ТКС в налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2017 года, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью директора.

Инспекция в принятии декларации отказала, отметив, что «декларация содержит ошибки и не принята к обработке». Считая действия по непринятию декларации незаконным, компания обратилась в суд.

Суды трех инстанций (дело № А67-8050/2017) удовлетворили ее требования. Отказывая в приеме декларации, инспекция сослалась на пункт 28 своего административного регламента. Однако конкретных оснований в уведомлении не приведено, сообщение об ошибке налоговым органом не сформировано, следовательно, нарушений при проверке абонента-отправителя, типа вложения, транспортного контейнера установлено не было. Также не доказано несоответствие представленной декларации установленной форме, отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя или несоответствие данных владельца сертификата данным руководителя организации. Все необходимые реквизиты в декларации присутствовали.

Более того, в ноябре 2017 года после обращения налогоплательщика в суд инспекция приняла и зарегистрировала декларацию, в которую налогоплательщик не вносил изменения.

Суды (постановление кассации Ф04-2704/2018 от 04.07.2018) отклонили довод инспекции об отсутствии доказательств реального нарушения прав компании. Суды пояснили, что налогоплательщик, представивший декларацию по НДС в установленный срок и получивший отказ, в случае повторного представления этой декларации позже срока может быть оштрафован, а также могут быть приостановлены операции по счетам фирмы. Кроме того, действия налоговой навредили репутации компании: в дело представлено письмо контрагента, который отказался заключать договор поставки в связи с неподтверждением истцом статуса налогоплательщика НДС.