ООО «А», применяющее общую систему налогообложения, в рамках договоров с заказчиками привлекало подрядчиков, применяющих УСН.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, указав на дробление бизнеса и заключение договоров с взаимозависимыми фирмами, ведущими деятельность формально. Инспекция решила, что субподрядчики и налогоплательщик действовали как единый хозяйствующий субъект. При этом налогоплательщик искусственно увеличивал расходы, и, систематически не перечисляя деньги субподрядчикам, регулировал предельный объем их доходов для недопущения утраты права на УСН.

Компания ссылается на отсутствие возможности для самостоятельного выполнения всего объема строительно-монтажных работ без привлечения подрядчиков в установленные заказчиками сроки.

Суды трех инстанций (дело № А59-2443/2017) признали законным решение инспекции, установив, что подрядные работы выполнялись под полным руководством налогоплательщика, его финансовым и управленческим контролем. В частности, судами выявлено, что налогоплательщик и субподрядчики располагаются по одному юрадресу, управленческий персонал налогоплательщика по совместительству работал во взаимозависимых фирмах. Рабочая сила (иностранные работники) привлекалась одним и тем же лицом, зарплата им выплачивалась в один и тот же день, учет велся и отчетность составлялась единой бухгалтерской службой, счетах всех фирм находились в одном банке. При этом субподрядчики не имели необходимых ресурсов для выполнения работ и арендовали технику у налогоплательщика.

Суды (постановление кассации Ф03-2181/2018 от 04.07.2018) учли систематическую неоплату налогоплательщиком подрядных работ по счетам взаимозависимых лиц при наличии достаточных денежных средств и непринятие последними мер к погашению дебиторской задолженности.

При этом налогоплательщик, применяя метод начисления, учитывал в полном объеме предъявленные к оплате взаимозависимыми лицами затраты, а третьи лица, учитывающие расходы по оплате, сохраняли право на применение УСН.