Отмена налога на "движку" и пересмотр критериев контролируемости готовы ко 2 чтению
© Экономика и Жизнь

Госдума подготовила ко второму чтению законопроект № 249505-7 с учетом недавно предложенных кабмином поправок. Проект был принят в первом чтении в конце прошлого года, и был изначально нацелен на сокращение сроков камеральных проверок до одного месяца с момента подачи налоговой декларации (сейчас статьей 88 НК установлен срок 3 месяца). Теперь понятно, что этой идее (авторами которой выступили депутаты) не суждено было воплотиться, законопроект использован в качестве "рыбы" для ускорения проведения правительственных инициатив. Хотя, надо отметить, итоговый текст законопроекта все же отличается от предлагавшегося правительством. Рассмотрение во втором чтении запланировано на завтра.

Кабмин удаляет из законопроекта общее сокращение сроков камералок, взамен предлагая уменьшить срок камералки только по НДС до двух месяцев с правом налоговиков на продление до трех месяцев.

Также предлагалось ввести новую форму налогового документа – акт по результатам допмероприятий налогового контроля. Правительство акт предлагало заменить на справку, однако теперь думский комитет решил, что это должно быть дополнение к акту проверки, что и внесено в текст проекта ко второму чтению. Причем, налогоплательщик получит право подать письменные возражения на дополнение к акту в течение 15 дней со дня получения такого дополнения.

Как и в первоначальной версии законопроекта, сфера повторной проверки после уточненки ограничивается изменениями, приводящими к снижению налога.

В тексте ко второму чтению вводится продление срока представления документов по конкретной сделке, затребованных налоговиками, до 10 дней (сейчас общий срок – 5 дней). Поправка касается истребования по пункту 2 статьи 93.1 – вне рамок проверки у участников сделки или иных лиц, располагающих нужными сведениями. Вводится возможность продления срока представления документов, истребованнных согласно статье 93.1 (то есть у иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком).

Значительные изменения претерпевают нормы о документах, подтверждающих право на нулевую ставку НДС по экспортным операциям. Например, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов понадобится представлять только в отдельных случаях, например, при вывозе припасов. В иных случаях эти бумаги надо будет подавать только по требованию налоговиков (если у них где-то не сошлись концы с концами).

В статье 169 НК оговаривается обязанность налоговых агентов по НДС составлять счета-фактуры (например, при приобретении товаров у иностранных лиц, при приобретении шкур и металлолома).

Принятое в первом чтении предложение увеличить лимит доходов для признания внутрироссийских "взаимозависимых" сделок контролируемыми значительно трансформировалось – отбрасывается условие признания их контролируемыми исключительно по сумме доходов. Остаются лишь критерии по особым условиям налогообложения одной из сторон сделок. Сделки при обороте от 1 млрд в год без особых условий налогообложения контролируемыми быть перестанут. Подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 НК, которым сейчас установлен критерий по доходам от 1 млрд, излагается в новой редакции, которая теперь отличается и от правительственной версии -– критерием станет применение сторонами сделки разных ставок налога на прибыль. Утратят силу подпункты 5 и 7, содержащие критерии контролируемости по признакам участия в ОЭЗ или СЭЗ и региональных инвестпроектах. При этом все содержимое пункта 2 (в новой редакции) статьи 105.14 (а не отдельные подпункты, как сейчас), включая сделки со спецрежимками, будет контролируемым при оборотах от 1 млрд рублей в год. Предлагавшийся кабмином критерий в 60 млн остается только для сделок, упомянутых в пункте 1 статьи 105.14 (с иностранными взимозависимыми лицами и приравненных к контролируемым сделок).

Кроме того, законопроект ко второму чтению предусматривает:

  • снижение требований при заявительном порядке возмещения НДС. Если сейчас право на такой порядок без гарантии имеют уплатившие 7 млрд рублей налогов за три года, то законопроектом эта сумма снижается до 2 млрд. Такое же снижение касается поручителей. Кроме того, поручителям разрешат иметь больше обязательств – до 50% от чистых активов (сейчас до 20%). Такие же поправки обещаны для освобождения от уплаты акциза;
  • исключение движимого имущества из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций. Здесь чиновники наконец-то предлагают поступить радикально – убрать слово "движимое" из определения объекта налогообложения, содержащегося в статье 374 НК. Соответственно, упраздняются все нормы о льготе по движке, которую сейчас могут устанавливать регионы, и ставке до 1,1%;
  • отмену безусловного права субъектов РФ на снижение базовой ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, на 4,5 процентных пункта для отдельных категорий налогоплательщиков;
  • множество других поправок.