Суды против учета в расходах пени за просрочку уплаты платежей в адрес Минприроды
© waterlevel.ru

В ходе выездной проверки компании ИФНС установила неправомерность учета во внереализационных расходах пени в сумме 2,1 млн рублей, взысканные решением суда в пользу министерства природных ресурсов за несвоевременную уплату платежей по договору за пользование водными объектами.

Компания указывает на подпункт 13 пункта 1 статьи 265 НК, который разрешает учет в расходах штрафов, пеней и иных санкций за нарушение обязательств. Такие расходы учитываются на дату вступления в законную силу решения суда. Налогоплатальщик исходит из того, что взаимоотношения с министерством носят гражданско-правовой характер.

Суды трех инстанций (дело № А68-10749/2014) признали законным решение инспекции, разъяснив, что в отношении учета в расходах санкций за нарушение обязательств установлены правила, обеспечивающие взаимосвязь доходов одного хозяйствующего субъекта с расходами другого, вызванные признанием долга. Тем самым обеспечивается соотносимость доходов и расходов и связь последних с деятельностью по извлечению прибыли.

Однако в отношении санкций, перечисляемых в бюджеты и госучреждения, установлены иные правила: при определении налоговой базы не учитываются штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (пункт 2 статьи 270 НК). Эти расходы не соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК, и при определении налоговой базы не учитываются. Аналогичная позиция изложена в постановлении президиума ВАС от 27.01.2009 № 9567/08. 

В данном случае пени взымались госучреждением, следовательно, оснований для учета их в расходах не имелось, указала кассация (Ф10-4780/2015 от 28.06.2018).