Компания арендовала у предпринимателя нежилые помещения (дом животноводов, склад, цех и теплицу), которые были необходимы для выпуска молочной продукции, и оборудование. Согласно договору арендатор обязан содержать арендуемое помещение в полной исправности и образцовом санитарном состоянии, обеспечивать пожарную и электрическую безопасность.

Компания отремонтировала имущество, заменила запчасти, провела техобслуживание оборудования и заявила вычеты НДС.

По результатам выездной проверки ИНФС отказала в вычетах, доначислила НДС, пени и штраф. Налоговая считает вычеты в части выполненных ремонтных работ по арендованному имуществу необоснованными, поскольку данные объекты не приняты компанией на учет в качестве объектов основных средств. 

Суды трех инстанций (дело № А20-1689/2017) отменили решение инспекции, установив, что улучшения арендованного имущества произведены в интересах самого арендатора для повышения надежности, в том числе, целостности и устойчивости несущих конструкций зданий. При этом согласно договору аренды затраты на произведенные улучшения не подлежат возмещению. Нарушения в порядке учета арендованных средств не являются основанием для отказа в применении вычета НДС. Ответственность за грубое нарушение правил учета предусмотрена статьей 120 НК.

Суды (постановление кассации Ф08-5226/2018 от 28.06.2018) учли, что факт поставки материалов для ремонта документально подтвержден. В пользу реальности ремонтных работ свидетельствуют штатное расписание, трудовые договоры, ведомости по зарплате. Кроме того, согласно результатам строительно-технической экспертизы объем выполненных работ по арендованному имуществу и израсходованного материала соответствует представленным документам.