Компания в качестве налогового агента исчисляла, удерживала и перечисляла в бюджет НДФЛ. При этом на конец 2015 года у компании вследствие произведенного зачета и досрочного исполнения обязанности налогового агента сформировалась переплата. Соответственно, НДФЛ за 1-3 кварталы 2016 года компания не перечисляла.

По результатам камеральных проверок расчетов 6-НДФЛ за 3, 6 и 9 месяцев 2016 года инспекция указала на несвоевременное перечисление налога, доначислила НДФЛ, пени и штраф. Инспекция не признала переплату, указав на запрет на уплату НДФЛ за счет средств налоговых агентов (пункт 9 статьи 226 НК), то есть – на уплату налога ранее начисления зарплаты.

Суды трех инстанций (дело № А40-157252/2017) отменили решение налоговой, указав на отсутствие доказательств, опровергающих факт удержания компанией налога у физлиц при выплате им дохода. Фактические расходы на уплату НДФЛ всегда несли налогоплательщики, и по итогам 2015 года задолженность перед бюджетом ни у налогоплательщиков, ни у налогового агента не возникала. Таким образом, при досрочном исполнении обязанности налогового агента уплаты НДФЛ за счет собственных средств не происходит, поскольку компания удерживает НДФЛ из дохода работников при последующих выплатах. В данном случае переплата произведена не из собственных средств компании, а за счет средств налогоплательщиков-физлиц, решили суды.

Установленный пунктом 9 статьи 226 НК запрет на уплату налога за счет средств налоговых агентов направлен на то, чтобы исключить неудержание налога и неуплату налога налогоплательщиком, получающим доход.

Кассация (Ф05-9376/2018 от 27.06.2018) указала: «само по себе досрочное исполнение обязанности налогового агента по уплате НДФЛ в бюджет не является нарушением при условии последующего удержания налога у физических лиц – получателей дохода».