ВС против штрафа за СЗВ-М на забытых физлиц, если недоработка найдена без помощи ПФ
© stihi.ru

9 июля 2016 года компания направила в управление ПФ по ТКС сведения по форме СЗВ-М за июнь 2016 года в отношении 80 застрахованных лиц. Затем 20 сентября компания направила дополнительные сведения (с типом формы «дополняющая») в отношении 6 работников.

Управление установило, что сведения представлены за пределами срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 закона 27-ФЗ о персучете, и оштрафовало компанию по пункту 3 статьи 17 того же закона (500 рублей за каждое застрахованное лицо, в отношении которого сведения переданы несвоевременно).

Суд первой инстанции (дело № А73-910/2017) признал факт совершения правонарушения, однако снизил размер штрафа с 3 до 1 тысячи рублей, указав на формальный характер правонарушения и самостоятельное выявление и исправление ошибки.

Апелляция отменила решение суда, отметив, что ошибка была устранена компанией до момента обнаружения управлением. Данное обстоятельство, по мнению апелляции, влечет неправомерность штрафа. Однако окружной суд оставил в силе решение суда первой инстанции.

Но компания настаивала, что вправе дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные сведения в отношении застрахованных лиц. При этом не установлен срок для таких исправлений до обнаружения ошибок пенсионным фондом.

Судья ВС признал данный довод достаточным основанием для передачи дела на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам.

Коллегия (303-КГ18-99 от 02.07.2018) оставила в силе решение апелляции, указав, что статьей 17 закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку и представить в фонд достоверные сведения. При этом формальный подход к данному вопросу является недопустимым. Штраф должен назначаться с учетом виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания и презумпции невиновности. Компания самостоятельно выявила ошибку до ее обнаружения фондом, представила допсведения, что исключает возможность применения санкций.

В определении указано: "такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц".