Как мы уже сообщали, финальная версия поправок в закон о ККТ (законопроект № 344028-7) прошла принятие Госдумой и направлена в Совфед. Напомним, что теперь закон будет предусматривать несколько неоднозначное понятие расчетов, которое при богатой фантазии допускает весьма странное понимание сферы его применения - юрлицами и ИП в качестве покупателей при оплате налом или по карте. Не исключено, что такое возникло по недоразумению, и на практике ничего не изменится; вероятно, на эту тему стоит подождать разъяснений со стороны налоговиков или Минфина.

Продолжим о других поправках, которые в изобилии внесены кабмином ко второму чтению.

В статье 1 закона будет, помимо всего имеющегося, предусмотрено, что правила применения ККТ необходимы для обеспечения полноты учета выручки также в целях налогообложения. К автоматическим устройствам для расчетов будут относиться не только устройства с ККТ. Среди используемых для применения 54-ФЗ определений появятся термины "бенефициарный владелец", "выгодоприобретатель" (это используется при установлении запрета на обработку фискальных данных фирмам с иностранными корнями или среди руководства и первых лиц которых есть россияне, живущие за границей), "версия модели ККТ".

Оговаривается, что в случае зачета и возврата предоплаты, ранее внесенных физлицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки, связи, услуги в электронной форме, может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период без выдачи чека.

Чек можно будет не выдавать и не направлять клиенту, а ККТ можно будет использовать в офлайн-режиме при:

  • расчетах с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств при оказании услуг по перевозке;
  • расчетах за товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных или подлежащих обязательной маркировке товаров) с использованием устройств, которые выдают товар, при условии отображения на дисплее QR-кода, позволяющего покупателю идентифицировать кассовый чек (БСО).

Сейчас в статье 2 закона указано, что ККТ не применяется кредитными организациями в автоматических устройствах для расчетов. Новая версия опускает все уточнения насчет устройств, оставляя только слова о том, что ККТ не применяется кредитными организациями. При этом банки по-прежнему будут вести и направлять в уполномоченный орган перечень автоматических устройств.

Будет разрешено не применять ККТ в устройствах, принимающих исключительно монеты.

Вместе с тем, "продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте" исключается из перечня расчетов, при которых можно обойтись без ККТ.

ИП на ПСН освободят от ККТ не временно, как сейчас, а бессрочно, при условии выдачи клиенту по требованию документа, подтверждающего расчет. Но это не будет касаться "патентщиков", занимающихся парикмахерскими и косметическими услугами, перевозками, техобслуживанием и ремонтом транспортных средств, ветеринарными услугами, проведением занятий по физкультуре и спорту, медицинской, фармацевтической деятельностью, охотой, розничной торговлей, общепитом, рыболовством и рыбоводством. В этих сферах ИП на ПСН, как и установлено, должны будут обзавестись ККТ с 1 июля 2018-го или 2019 года (в зависимости от наличия или отсутствия работников).

Также обязанность применять ККТ сняли с муниципальных парковок, библиотек.

Если страховщик пользуется услугами страховых агентов - "обычных" физлиц, то ККТ применять должен будет сам страховщик, когда получит деньги от агента, но чек должен быть направлен клиенту (страхователю) в электронной форме.

Операторам фискальных данных предоставят право обрабатывать фискальные данные, полученные от определенного пользователя, в его интересах в исследовательских целях без обезличивания таких данных, если это установлено договором на обработку данных. Однако это не будет касаться персональных данных клиентов.

В новой редакции излагается перечень сведений, которые указываются в заявлении о регистрации ККТ, однако поправки в этой части коснутся лишь узких сегментов пользователей, для большинства остальных все останется без изменений. Предусматривается порядок действий при поломке фискального накопителя, если с него нельзя считать фискальные данные. Будет узаконено формирование кассового чека коррекции (БСО коррекции) после расчетов без ККТ. Вносится ряд  поправок, касающихся процедуры внесения сведений о ККТ в реестр, множество других поправок.