В рамках выездной проверки ООО инспекция направила в адрес ИП требование о представлении до 14 апреля 2017 года документов о взаимоотношениям с этим ООО (договоров, дополнений к ним, спецификаций, счетов-фактур, товарных и товарно-транспортных накладных, актов зачета встречных требований, кассовых книг, доверенностей, книг учета доходов и расходов и других). Получив требование, предприниматель в срок явился в инспекцию и устно пояснил инспектору, что в какие-либо отношения с данным ООО не вступал, поэтому истребуемых документов не имеет.

ИФНС оштрафовала предпринимателя по пункту 2 статьи 126 НК на 10 тысяч рублей, сославшись на отсутствие обещанных им письменных пояснений. Инспекция указывает на невозможность восприятия устных пояснений, что создает проблему в приобщении их к материалам проверки и дальнейшего применения.

Суды трех инстанций (дело № А12-34808/2017) отменил решение инспекции, разъяснив, что пункт 6 статьи 93.1 НК предусматривает штраф за отказ лица от представления истребуемых документов или непредставление их в установленные сроки. Согласно статье 110 НК виновным признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

В данном случае, получив требование, предприниматель явился в инспекцию в пределах установленного срока. Инспекция явку предпринимателя в инспекцию и дачу пояснений не оспаривает. Наличие истребуемых документов либо обязанность по их оформлению не доказана, также, как и взаимоотношения между ИП и ООО.

Суды (постановление кассации Ф06-33607/2018 от 08.06.2018) пояснили, что НК не установлена форма представления налогоплательщиками информации об отсутствии документов. Представление информации не в письменной, а в устной форме самостоятельного состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК, не образует.