ИФНС в соответствии со статьей 93.1 НК направила в банк запрос на представление документов в отношении организаций, в том числе: договоры на открытие банковского счета, договоры на предоставление удаленного доступа к системе дистанционного банковского обслуживания, юридическое дело, анкеты данных компаний и сведения об IP-адресах.

Банк отказал в выдаче документов и был оштрафован по пункту 2 статьи 126 НК на 100 тысяч рублей.

Банк обратился с жалобой в центральный аппарат ФНС, пытаясь признать запрос неправомерным. Податель жалобы считает, что в запросе обязательно должно быть указано проверяемое лицо, период времени, за который запрашиваются документы, индивидуальные признаки, идентифицирующие сделку. Кроме того, истребуемые документы являются банковскими и относятся только к деятельности клиентов банка. Так, документы, оформляемые при заключении договора банковского счета, не отражают финансово-хозяйственных отношений и не могут свидетельствовать о правонарушениях.

ФНС указала, что требование выставлено в рамках выездной проверки контрагента. В нем указан период времени и перечень истребуемых документов. В целях статьи 93.1 налоговики не обязаны разъяснять лицу, у которого истребуются документы, их относимость к деятельности проверяемого налогоплательщика, а лицо, у которого истребуются документы, не вправе оценивать, насколько они касаются проверяемого налогоплательщика. Таким образом, список истребуемых документов определяет инспекция, а не лицо, которому адресовано требование. При этом документы могут быть истребованы не только в отношении контрагентов, но и в отношении третьих лиц (цепочки лиц), участвовавших во взаимосвязанных сделках, связанных с первичной сделкой.

Суды также пояснили, что документы, составляющие налоговую тайну, не подлежат разглашению налоговыми органами (статья 102 НК).

В решении ФНС (СА-4-9/7037@ от 12.04.2018) указано: «банковские документы, в числе прочих, могут являться доказательствами получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды, и их истребование направлено на установление признаков взаимозависимости, согласованности действий участников сделок, подконтрольности их деятельности третьим лицам и другое».