В письме от 18.05.18 № 03-04-05/33521 Минфин напомнил об имущественных вычетах по НДФЛ при приобретении жилья. Физлицо имеет право на такой вычет в размере расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилых домов, квартир, комнат, участков под ИЖС или под домами или доли (долей) в них, но не более 2 млн рублей.

Для этого нужны документы, подтверждающие возникновение права на вычет, платежные документы, подтверждающие расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денег со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физлиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Наличие документов является одним из обязательных условий предоставления имущественного вычет.

На основании статьи 408 ГК при расчетах между физлицами исполнение обязательств подтверждается распиской в получении исполнения полностью или в соответствующей части. При этом особых требований к форме расписки, в частности, требования о ее составлении на отдельном листе, ГК не устанавливает.

В таком случае, если в текст договора купли-продажи включено положение о том, что на момент подписания договора расчеты между сторонами произведены полностью или что на момент подписания договора произошла передача денег между покупателем и продавцом, факт уплаты денежных средств по договору можно считать подтвержденным. Напомним, что когда речь идет о доначислении налогов продавцу, суды весьма скептически относятся к условиям договора и свершившейся оплате.

По мнению Минфина, соответствующая информация в договоре купли-продажи недвижимости должна содержать все элементы расписки (Ф.И.О. и подпись продавца, его паспортные и адресные данные, дату), включая информацию о сумме, полученной продавцом.

При отсутствии расписки или указанной в договоре соответствующей информации сами по себе договор и передаточный акт документами, подтверждающими факт оплаты, не являются.