По данным холдинга «Ромир», матери, находящиеся в декретном отпуске, не опасаются увольнений, но рассматривают возможности начать работать раньше положенного срока из-за нехватки денег. В среднем российские матери проводят в декрете два-три года, дольше этого срока хотели бы оставаться дома с ребенком только 4%, меньше — 10%. Государство готово поддерживать ранний выход из отпуска по уходу за ребенком созданием дополнительных мест в яслях — матери являются одним из немногих резервов пополнения рынка труда, который в ближайшие годы будет неизбежно сокращаться.

Большинство матерей в России готовы выходить на работу во время отпуска по уходу за ребенком, главная причина — нехватка денег. Такие данные приводит в своем исследовании холдинг «Ромир». Как следует из опроса, большинство матерей готовы провести в декретном отпуске два-три года, дольше этого срока хотели бы оставаться дома с ребенком только 4%, меньше — 10%. Для большинства (57%) причина досрочного выхода из декретного отпуска — потребность в дополнительных доходах. В Москве этот фактор весомее, чем в регионах,— 62%. Почти треть — 29% респонденток говорят, что готовы выйти досрочно из декретного отпуска, если им предложат позицию с хорошей зарплатой, а 28% — при предложении интересной работы. 17% указали в качестве возможной причины досрочного выхода на работу угрозу увольнения, 15% ответили, что готовы выйти на работу, если заскучают дома с ребенком. Никакие обстоятельства не смогут заставить выйти из декрета досрочно 8% опрошенных.

Официальный отпуск по уходу за ребенком — три года, в течение которых сотрудницы не могут быть уволены и получают ряд пособий. В течение четырех с половиной месяцев работодатель обязан выплачивать им пособие по беременности и родам (100% от среднего заработка в последние два года) и еще полтора года — пособие по уходу за ребенком (40% от той же величины). По оценке Международной организации труда, благодаря этим мерам РФ входит в группу стран с высоким уровнем защиты материнства.

Относительно благополучным можно назвать и положение россиянок на рынке труда. Помимо низкого риска увольнения после выхода из декрета им не грозит существенное падение зарплаты. Так называемый штраф за материнство (разница в зарплате бездетных женщин и женщин с детьми) в РФ составляет 4-6%, в то время как в странах Европы он может доходить до 15%, а в отдельных развитых странах — до 42%. Впрочем, российским женщинам по-прежнему не хватает более гибких форм работы — об этом свидетельствует растущая популярность благотворительных проектов, которые помогают матерям открыть свое дело или сменить профессию и перейти на фриланс.

Однако ценность материальной господдержки матерей, которой уже сейчас, судя по данным опроса, довольны далеко не все, будет неминуемо падать и дальше на фоне роста расходов на детей — по данным Research.Mail.ru, на них в зависимости от возраста уже уходит 20-50% семейного бюджета. Выше всего затраты у семей с дошкольниками (за счет как стартовых расходов — на мебель, коляски и т. д., так и на одежду, из которой ребенок быстро вырастает, и памперсы) и семей с детьми подросткового возраста (расходы на репетиторов). Решать проблему невысокого уровня детских пособий правительство планирует не за счет роста прямых расходов на них, а за счет вывода женщин на рынок труда, о чем свидетельствует масштабная программа строительства яслей. Сейчас, по оценкам правительства, очередь в них детей до трех лет достигает 272 тыс. человек. При этом на фоне начавшегося сокращения экономически активного населения (до 1 млн человек в год будут уходить с рынка труда в 2018-2025 годах) матери получат шанс быть востребованы так же, как и остальные соискатели.