В декларации по НДС компания отразила налог к возмещению в заявительном порядке. Инспекция выплатила требуемую сумму, однако, установив недостоверность документов, по итогам камералки отменила решение. Налогоплательщика обязали возвратить налог с процентами и уплатить штраф по пункту 1 статьи 122 НК в размере 20% от суммы недоимки. Согласно пункту 17 статьи 176.1 НК проценты начисляются по ставке, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ, то есть – в повышенном размере.
Арбитражные суды поддержали решение инспекции, указав, что повышенные проценты на сумму излишне возмещенного налога являются компенсацией потерь бюджета, прокредитовавшего налогоплательщика, и не освобождают от штрафа.
Компания обратилась в КС, оспаривая конституционность пункта 8 статьи 101 НК, пункта 1 статьи 122 НК, пункта 17 статьи 176.1 НК: эти законоположения дублируют ответственность налогоплательщика, который платит и проценты в двойном размере, и штраф.
КС (определение от 25 января 2018 года №16-О) разъяснил, что повышенные проценты являются компенсацией ущерба, нанесенного бюджету. При этом в качестве механизма исполнения обязанности по уплате налога предусмотрен штраф. Штраф носит карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение – за противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. Пункт 1 статьи 122 НК предусматривает штраф за неуплату налога вследствие виновных действий (бездействия) налогоплательщика. При этом положения статей 101 и 176.1 НК допускают как принятие решения о привлечении к ответственности, так и принятие решения об отказе от привлечения к ответственности.
Компании отказано в принятии жалобы к рассмотрению.
Дело приведено в обзоре правовых позиций КС и ВС за 1 квартал 2018 года, составленном ФНС, о котором в целом мы сообщали.