В ходе выездной налоговой проверки, проведенной с участием сотрудников органов внутренних дел, ИФНС установила, что ПАО продавало товар через цепочку посредников, не уплачивающих налоги. При этом товар отгружался напрямую потребителям. Инспекция указала на занижение налоговых баз по налогу на прибыль и НДС и доначислила налоги с учетом цены продажи товара непосредственным потребителям. Суды трех инстанций (дело № А40-196261/2016, о котором мы сообщали) признали решение налоговиков законным. При этом наряду с иными доказательствами (протоколы допросов свидетелей, банковские выписки по расчетным счетам и другие) суды сослались на материалы, полученные сотрудниками органов внутренних дел в ходе оперативно-розыскной работы.

Позднее компания пыталась пересмотреть судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам, представив ряд документов: договор аренды помещения под офис одним из контрагентов, документы об открытии и закрытии контрагентами счетов. По мнению налогоплательщика, эти и другие документы подтверждают реальность ведения контрагентами деятельности. Однако суды трех инстанций в рамках того же дела отказали в пересмотре, указав, что представление новых доказательств не может служить основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Формальность сделок подтверждена совокупностью установленных фактов.

ПАО на этом не остановилось и обратилось в КС (определение от 25 января 2018 года № 14-О), оспаривая конституционность подпункта 12 пункта 1 статьи 31, пункта 1 статьи 36, статьи 90 НК, предусматривающих использование в качестве доказательств материалов оперативно-розыскной деятельности (объяснения опрошенных лиц, рапорты и письма сотрудников органов внутренних дел).

КС разъяснил, что использование доказательной базы органов внутренних дел в рамках межведомственного взаимодействия не может расцениваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков. Одной из форм проведения налогового контроля являются выездные налоговые проверки, при проведении которых налоговики вправе привлекать сотрудников органов внутренних дел (пункт 1 статьи 36 НК). Оценка возможности использования сведений, полученных органами внутренних дел, в конкретном деле в компетенцию КС не входит.

Налогоплательщику отказано в принятии жалобы к рассмотрению.

Дело приведено в обзоре правовых позиций КС и ВС, принятых в 1 квартале 2018 года по вопросам налогообложения, составленном ФНС. Об обзоре в целом мы сообщали в конце апреля. Затем стало известно, что обзор направлен также письмом ФНС от 11.04.2018 N СА-4-7/6940.