"Коммерсантъ" рассказал о таком явлении, как предупреждение банком своего клиента о грядущей блокировке счета налоговиками.

На сайте ФНС доступны сведения о блокировках – информация появляется в день вынесения решения одновременно с его отправкой в электронном виде в банк, однако по техническим причинам решение поступает в банк с задержкой примерно на сутки, сообщает “Ъ” со ссылкой на один из банков из топ-20. Однако клиенты, как правило, не могут в постоянном режиме мониторить сайт ФНС. Поэтому банки, в том числе крупные, оказывают своим клиентам услуги по мониторингу и предупреждению – неофициально и конфиденциально. За сутки клиент может вывести деньги со счета.

Решение есть в открытом доступе, но банк его еще не получил и потому исполнять не обязан. Несложно настроить специальную программу, которая будет в общем реестре решений налоговиков выискивать ИНН клиента банка. Предупредив такого клиента, формально банк ничего не нарушает, решения ИФНС он не получал, запрета на разглашение публичной информации нет, пишет издание со слов юриста другого банка.

В пресс-службе ФНС изданию сообщили свою версию. Если дело о неуплате налога направлено в следственные органы, то они в рамках уголовного дела могут рассмотреть вопрос о причастности банка к уклонению клиента от уплаты налога.

Но пока налоговикам поймать ни один банк не удалось – ФНС не известно о конкретных фактах предупреждения банками клиентов о блокировке. В качестве доказательств такого деяния могла бы выступать переписка сотрудника банка с представителями клиента, но банки осторожничают, а доказать сговор, имевший место в ходе телефонного разговора или личной встречи, почти нереально, сообщил газете один из экспертов.

Чтобы не попадаться, банки вряд ли поставят подобные услуги на поток – при оповещении клиентов в автоматическом режиме следователи могут извлечь информацию с жестких дисков.