ООО «А» применяло общую систему налогообложения и занималось производством ювелирных изделий, которые реализовывало дилерам, применяющим УСН.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль и НДС с доходов, полученных от реализации ювелирных изделий через агентов. Установлено, что дилеры зависимы от налогоплательщика – их учредители (руководители) являются родственниками либо работниками компании и иных связанных с ней организаций.

Дилеры арендовали помещения у предпринимателя, который являлся учредителем ООО «А». Численность работников у дилеров составляла от 0 до 3 человек, основные и транспортные средства отсутствовали. Расчетные счета дилеров и налогоплательщика открыты в одном банке. С расчетных счетов контрагентов оплачивались туристические путевки для руководителей, родственников и работников налогоплательщика. Согласно дилерским соглашениям дилеры имеют скидку на продукцию не менее 5%. Однако фактически товар дилерам реализовывался на 33 – 49% дешевле, чем сторонним фирмам.

Суды трех инстанций (дело № А31-181/2015) признали законным решение инспекции, указав на формальность дилерских договоров. Установлено, что отгрузка товара оформлена таким образом, чтобы стоимость реализованных контрагентами ювелирных изделий с учетом наценки не превышала лимита доходов, установленного для УСН. В случае превышения предельного размера уровня доходов денежные средства за товар не перечислялись. Суды (постановление кассации Ф01-378/2018 от 19.03.2018) обратили внимание, что доходы дилеров возвращались налогоплательщику в виде платы за поставки в завышенном размере, предоплаты за будущие поставки или в виде займов.